Решила кратко осветить данную проблему, т.к. все чаще и чаще
встречаются вопросы по данной проблеме... и родители не понимают, что значит
данный диагноз у ребенка.
Синдром дефицита внимания/гиперактивности -
дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации
головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания,
нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и
эндогенной информации и стимулов.
Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате
других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер
(генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия
перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).
Критерии диагноза и клинические проявления. Адекватная диагностика
синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения
критериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV, относятся:
- наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;
- раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их
существования;- некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;
- симптомы не являются проявлением других заболеваний;
- нарушение обучения и социальных функций.
Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является
необходимым критерием для установления диагноза "синдром дефицита внимания/гиперактивности".
Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть
поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее
5-6-летнего возраста).
Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по
крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит
внимания, если он:
- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
- не слушает то, что ему говорят;
- не в состоянии следовать инструкциям;
- не может организовать игру или деятельность;
- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации
внимания;
- часто теряет вещи;
- часто и легко отвлекается;
- бывает забывчив.
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из
перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:
- совершает суетливые движения руками и ногами;
- часто вскакивает со своего места;
- гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
- не может играть в "тихие" игры;
- всегда находится в движении;
- очень много говорит.
Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем
заговорить или совершить действие), если он:
- отвечает на вопрос, не выслушав его;
- не может дождаться своей очереди;
- вмешивается в разговоры и игры других.
В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в
возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у
которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают
нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне
непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями.
Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без
гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном
(начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позднее) и речевом
развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка
становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило,
сначала не обращают внимания.
Нарушение внимания и/или явления гиперактивности - импульсивности приводят к
тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет
нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями,
совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к
советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для
окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие
разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно
непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не
соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их
отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления.
В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со
сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок
также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает
авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто
асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с
синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких
нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны
к раннему началу курения и приему наркотических препаратов , у них чаще
наблюдаются черепно-мозговые травмы. Родители ребенка, страдающего синдромом
дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами
настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое
нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут
приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому
насилию.
При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с
гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило,
отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения
реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской
популяции, наблюдаются речевые нарушения.
Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана
недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания.
Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции:
- немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации
поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию.
Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в
классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30
мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка
улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации
является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально
поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты
асоциального [9]. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они
не расценивали поведение ребенка как "хулиганское" и проявляли больше понимания
и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за
соблюдением режима дня "гиперактивного" ребенка (время приема пищи, выполнение
домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную
энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также
избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться
гиперактивность. "Гиперактивные" дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо
исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением
большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации
внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток
времени. Важен выбор партнеров для игр - друзья ребенка должны быть
уравновешенными и спокойными.
- недикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности
целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции.
Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и
ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике
эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов - антидепрессанта
амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.
Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности
достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим
ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.
Горохова Ирина Алексеевна.