С наступлением тепла выходные дни хочется проводить на природе всей семьей. И лучшего места, чем лес, не найдешь. Почему именно лес? В тени деревьев можно расположиться на отдых, а солнечную полянку использовать для подвижных игр с детьми. К тому же лес является отличным местом для формирования у ребенка чувства прекрасного. Природа способствует логическому мышлению ребенка, а прикосновение к таинственному и прекрасному миру природы оставляют в душе ребенка неизгладимые впечатления. Итак, надеваем на ребенка длинные штанишки, футболку с длинными рукавами и кепку (косынку), и отправляемся на прогулку в лес.
Дети разного возраста по-разному воспринимают красоты природы, поэтому, отправляясь в лес, родители должны определить для себя главную цель прогулки. У трехлетнего ребенка все новое воспринимается на уровне чувств, поэтому задача родителей в том, чтобы научить малыша любоваться и восхищаться окружающими его красотами. Обращайте его внимание на высоту и толщину деревьев, пусть он потрогает руками могучий дуб, насобирает желуди, послушает кваканье лягушек в ближайшем ручейке и пение птиц. Для знакомства с новым ребенок подключает органы чувств: он должен все погладить и пощупать, не препятствуйте ему в этом, тактильные ощущения помогают малышу познать действительность крепче и глубже. Не перегружайте ребенка впечатлениями, дайте ему немного побегать, а по дороге домой расспросите о том, что он узнал сегодня.
К пяти годам ребенок становится более внимательным и наблюдательным. Будьте готовы к тому, что он будет не просто знакомиться с новыми растениями и насекомыми, но и сравнивать их, и задавать вам множество вопросов: «А зачем?», «Почему?». Родителям нужно терпеливо отвечать на вопросы ребенка, возможно, предварительно придется прочитать книгу о живой природе.
Ребенок будет обращать внимание на цвет, запахи и форму растений, ему интересно наблюдать за животным миром. Остановитесь на какое-то время возле муравейника, и пусть ребенок понаблюдает за слаженной и организованной работой этих маленьких насекомых. Обратите его внимание на различие между хвойными и лиственными деревьями, познакомьте его с лекарственными и ядовитыми растениями. Многим детям мало увидеть отличие между растениями или насекомыми, их интересует причина этих отличий, взаимозависимость растений и животных. Ребенку мало рассказать о деревьях, он захочет знать, для чего они нужны. Не спешите отвечать на все вопросы малыша. Вначале пусть ответит, что он думает, а затем дополните его ответ своей информацией.
Обычно дети, возвращаясь с прогулки, несут с собой трофеи в виде разных листьев, цветов, камушков, кореньев, шишек и желудей. Вместо того, чтобы тайком выбрасывать от ребенка его «сокровища», лучше помогите ему сделать из бесценных находок уголок природы. Коробку из-под обуви наполните песком или землей, местами выложите кусочки моха, камушки. Из желудей и шишек сделайте милых зверей, птичек, правда, для их изготовления нужны еще перышки. Вы можете оставить воспоминание о своей прогулки в виде лесной поляны и веселых человечков, которую можно разместить на балконе или на полке в детской комнате.
Приятными воспоминаниями послужат гербарии из листьев и цветов. Высушить их очень просто. Положите на страницу толстой книги салфетку, сверху цветок, и опять салфетку, чтобы не испачкать бумагу. Вместе с ребенком составьте коллекции «Лекарственные растения», «Мои любимые растения», «Растения, растущие на болотах» и т.д. Детям нравится наклеивать сухие растения на бумагу, и одновременно они запоминают названия растений, расширяя свой кругозор.