Предположение Дж. Вудворда, будто у Тургенева социальная тема «поднимается» до метафизического уровня, можно уточнить в том смысле, что, скорее, наоборот, в творчестве писателя, в русле российской традиции, наблюдается тенденция к решению метафизических вопросов в конкретной социально-психологической плоскости. Ибо, по верному замечанию В.М. Головко, «перед лицом необходимости сил истории и природы» самоутверждение человека требовало, особенно в России, самоотвержения личности.
Социальный сервис для читателей, авторов и издательств
rubuki.com позволяет найти разнообразную литературу онлайн. Это своеобразная социальная сеть мира литературы. Каждая книга имеет свое сообщество. Каждый автор обсуждается в круге почитателей или же наоборот недовольных. Обсуждения и рекомендации помогут найти для себя интересные произведения.
В тургеневском сознании, условно говоря, шиллеровская идея (часто в довольно жестком, почти кантовском выражении) — творение человеком самого себя, а значит и своего мира, исполнение долга и, главное, высокий романтический пафос, соприкасаясь с самоотвержением и даже аскетизмом в служении религиозной или общественной идее, а также с философским материализмом, в основном фейербаховского толка — вызвала к жизни образ романтика реализма, который будет героем романа «Новь» (1876). Однако и до этого важного с мировоззренческой точки зрения романа появилось произведение, которое требует упоминания в ходе наших рассуждений. Это рассказ «Пунин и Бабурин» (1872-1874). Именно здесь изначальное содержание образов явно переходит в область социально значимого, сохраняя, однако, свой природный импульс.