Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации

Главная Написать письмо Карта сайта English

Доклады

 

Доклад на II детской конференции Краснодарского края "Мир глазами детей", Гиль Виолетта, 10 класс, МОУ СОШ №2, г. Лабинск

Когда и где взрослеть?
Или кто возьмёт ответственность за будущее?

Город Лабинск, моя малая Родина, назван в честь реки, на берегу которой он расположен. Лаба – это мощный, своенравный, неуправляемый горный поток, полный водоворотов и подводных течений, который не имеет ни единой заводи, где не умеющий плавать человек мог бы научиться держаться на воде. Именно этим наша река напоминает настоящее время – каждому подростку, покидающему родительский дом, очень тяжело удержаться «наплаву», когда ко дну с огромной силой тянут жесточайшие требования и быстрота событий взрослой жизни, и выдерживают это испытание лишь те, кто борется за право взрослеть постепенно и правильно. К сожалению, в этой борьбе молодёжь не получает должной поддержки со стороны старшего поколения, которая нам очень необходима.

Для взрослых мы всегда остаёмся детьми, и наши проблемы чаще всего кажутся им незначительными и не воспринимаются всерьёз. А у кого же, если не у вас, нам, подросткам, искать совета? Как справляться с трудностями, находить правильный выход из ситуации, высказывать своё мнение и открыто говорить о своих проблемах, которых у нас, я думаю, ничуть не меньше, чем у старшего поколения?

Очень часто в ответ на многие вопросы мы слышим: «Вот исполнится тебе восемнадцать лет, тогда и узнаешь…». Складывается впечатление, что с достижением совершеннолетия к нам сами собой приходят опыт, навыки, умение жить. Но на самом деле всё не так просто. Любая теория должна закрепляться практикой, в том числе и жизненные навыки. И у нас есть большое желание убедить старших в том, что взрослеть молодёжи нужно постепенно, учась на реальных, настоящих делах.

Мне кажется, что между подрастающим и старшим поколением существует какое-то недопонимание. С одной стороны нам боятся доверять решение «взрослых» проблем, а с другой - тут же попрекают, что мы безответственны и ничего не умеем. Так где и когда, спрашивается, нам было учиться этой ответственности – на тех словах и назиданиях, что мы слышим каждый раз от старших? В процессе «взросления» нам, конечно, нужны ваши советы, но хочется получать с вашей стороны помощь и поддержку и иного плана. То есть, как в той присказке, вы нам не готовую рыбу дайте, а научите нас её ловить.

Неоднократно я слышала от родителей фразы, суть которых можно сформулировать так: «Вся взрослость наших детей выражается в желании гулять допоздна, курении и употреблении спиртных напитков…». Видимо, из-за этого обманчивого мнения старшее поколение пытается усилить контроль над нами и следит буквально за каждым нашим шагом: дома-родители, в школе-администрация, даже в свободное время за поведением молодёжи наблюдают инспекторы ПДН. Конечно, всё это делается для того, чтобы уберечь нас от непредвиденных ситуаций, опасности. Но зачастую наблюдается обратный эффект: подобный контроль воспринимается некоторыми подростками как недоверие к ним со стороны взрослых, и провоцирует их на совершение поступков, к которым применим термин правонарушения (ведь, как известно, запретный плод сладок).

Может показаться, что я предлагаю отменить все ограничения для несовершеннолетних, но это, конечно, не так. Хочется предложить взрослым для обдумывания следующую мысль: «А разве не может взять в свои руки контроль над поведением подростков на улицах города сама молодёжь, объединившись в своеобразную молодёжную организацию?». Ведь во времена молодости наших родителей существовали комсомольские организации, служившие неким связующим звеном между высшей властью и самой молодёжью. Вопрос состоит в том, кто поможет организовать нас на создание подобного органа сейчас, когда исчезли те самые комсомольские организации.

Казалось бы, оптимальные условия для существования молодёжного органа имеются в школах: здесь подрастающее поколение пребывает в полном составе, изобилует силой и жаждой деятельности. Но имеющиеся в наших школах организации имеют очень узкую направленность. Например, в моей школе существует объединение «Сокол», одной из главных целей которого является помощь и поддержка ветеранов. Безусловно, привитие нравственных ценностей - это очень благородная цель, и такие организации должны существовать и продолжать создаваться во всех школах, однако участие подростков в подобных органах является скорее оказанием помощи школьной администрации, чем потребностью самой молодёжи, выражением её интересов. В школах должны иметься объединения, занимающиеся проблемами подрастающего поколения, где каждый школьник, нуждающийся в совете или желающий высказать свои идеи и предложения, касающиеся интересов молодёжи, мог бы найти отклик со стороны сверстников и взрослых.
Ещё одной из главных проблем, волнующих на данный момент практически каждого подростка, является вопрос о трудоустройстве на протяжении летних каникул. Причиной этому является в первую очередь не желание иметь собственный заработок, как считает большинство родителей, а стремление самоутвердиться, на практике проверить свои возможности в этой сфере, доказать окружающим, а, главное, самому себе, что ты хочешь и можешь самостоятельно работать, выполнять все поставленные перед тобой задачи. В процессе трудоустройства нам необходимы помощь родителей и школы, всяческая поддержка нашего стремления самоутвердиться и проверить свои силы. Наиболее эффективным здесь стало бы участие школьных организаций, о которых шла речь выше. Ведь именно тут мы могли бы найти единомышленников, что явилось бы большим плюсом в пользу верности нашей идеи.

Кто же мог бы заняться созданием молодёжных организаций, которые помогли бы подросткам в решении стольких проблем? Я считаю, что этим должны заняться комитеты по делам молодёжи. В нашем и, мне кажется, в других городах их основной функцией является организация досуга молодёжи, проведение различных развлекательных мероприятий. Иными словами, подобные комитеты не затрагивают непосредственно потребностей молодёжи, помощи подрастающему поколению в решении насущных проблем. А ведь именно это нам наиболее необходимо! Конечно, существуют молодёжные движения на российском уровне, такие, как движение «Наши» и им подобные, но исчезают они так же быстро, как и появляются. Причиной этому, на мой взгляд, является то, что инициатива их создания исходит не от самой молодёжи, а «сверху», от политических партий, которые хотят решать свои проблемы за счёт подрастающего поколения.

Понятно, что молодёжное объединение на базе школы создать совсем не просто. Можно начать с организации бесед во время классных часов, которые со временем, я думаю, перерастут в своеобразные клубы, где школьники смогут участвовать в дискуссиях, обсуждать свои проблемы и сообща находить из них правильный выход.

Я предложила один из путей взросления, а их, как мне кажется, существует ещё очень много. И в выборе самого верного нам необходима поддержка старшего поколения, имеющего богатый жизненный опыт. Мы хотим взрослеть постепенно и правильно, здесь и сейчас, и нам никак не обойтись без вашей помощи.

 
Наверх Вернуться Версия для печати
 
©, 2007 г. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.