Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации

Главная Написать письмо Карта сайта English

Доклады

 

Доклад на II детской конференции Краснодарского края "Мир глазами детей" учащейся 10 класса СОШ №3 Ленинградский р-на, Краснодарского края Щелчковой Ольги Евгеньевны

«Права детей»

Мой реферат посвящен немаловажной в наши дни проблеме соблюдения прав ребенка. Положение детей в условиях постперестроечной России осложнилось. В настоящее время существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Согласно проведенным мною исследованиям, 72% ребят в нашей школе считают, что их права во время учебы нарушаются, а 95% опрошенных убеждены, что необходимо создать документ, который защищал бы их права. Чтобы каждый школьник знал, на что он имеет право в собственной школе, я решила освятить в своем реферате именно эту тему.

Проблемы современных школьников

Сегодня в наших школах идут постоянные эксперименты. Детей делят на хороших и плохих, послушных и непослушных. И это неправильно. Раньше все учились вместе - и двоечники и отличники, - помогали друг другу. Что касается классов так называемой коррекции, то это, по-моему, вообще недопустимо. Ведь дети – жестоки по натуре, а значит, «неполноценные» дети будут вечным объектом насмешек со стороны обычных школьников. В России почти 30 000 воспитанников интернатов для детей-инвалидов и только 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действия зачастую формальных процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь. В классах коррекции можно воспитать только злобных, раздраженных и депрессивных подростков, которые справедливо не понимают, чем они хуже всех остальных.

Если ребенок не похож на других, то это не значит, что он хуже. А в здоровой атмосфере обычного, не «отсталого» класса, любой двоечник будет стремиться улучшить свои знания, сравняться с одноклассниками.
Дети все разные. Каждый новорожденный подобен чистому листу, и во многом от школы зависит, каким станет ребенок в будущем, по какому пути пойдёт. Изначально плохих детей нет, но есть плохие родители и педагоги. Нередко от учителей дети и их родители слышат реплики, типа: "Класс ужасный, все дети неуправляемые и бестолковые!". Но, может быть, таким педагогам просто пора оставить школу, если они не могут справиться с обычными, пусть даже энергичными детьми? Задумываются ли такие педагоги о том, что же будет с человеком, если ему со школьной скамьи говорят о его бестолковости, непригодности к чему-либо? Нерадивый учитель может навсегда отбить у ребенка тягу к своему предмету.

Подавление личности в ребенке - распространенная проблема наших дней. Одним из ярких примеров подавления личности в школе является введение школьной формы.

В целом по стране, в том числе и в школах Ленинградского р-на и Краснодарского края постоянно пытаются ввести одинаковую форму, вводят запреты на джинсы, запрещают девочкам носить брюки и распускать волосы. Чиновникам образования хочется сделать всех одинаковыми и послушными. Но ведь это невозможно уже хотя бы потому, что у многих родителей нет денег на форму, и джинсы ребенок надевает потому, что их надолго хватит. Если в начальных классах малыши одеваются с помощью родителей, как правило, консервативно, то старшеклассники хотят выделиться своим внешним видом.

Я считаю, что если внешний вид находится в рамках допустимого приличия, то дети могут одеваться по-разному. Все эти ограничительные меры ничего общего не имеют ни с учебой, ни с воспитанием ребенка. Я хочу сказать, что я не приветствую идеи о школьной форме, однако нелишними мне кажутся установленные в нашей школе правила внешнего вида. Например, носка сменной обуви облегчает труд техслужащих, кофточке с открытым животом место на пляже, а не в школе, а соблюдение правил личной гигиены вообще является важнейшим в любом общественном месте.

Говоря о правах школьника, необходимо коснуться проблемы школьного питания. Многие дети сегодня недоедают дома. Они не только не получают достаточного количества витаминов, но и вообще ходят голодные. Для кого-то из них возможность поесть в школе - чуть ли не единственная за целый день. Таких детей мы должны видеть, знать и всячески поддерживать. В последнее время (в моей школе №3 и в остальных школах нашего р-на) появилась программа, которая обязывает питаться в столовой каждого школьника. Детям из неблагополучных семей, из семей с маленьким достатком оказывается материальная поддержка в оплате питания. Это, несомненно, хорошее начинание. Но, как мне кажется, нельзя заставить питаться всех. И если кто-то не желает питаться в школьной столовой – это его личное дело. Меню же в столовой должно строиться не только из соображений пользы и выгоды, но и с учетом желаний учащихся. Тогда посещаемость столовой сама по себе наладится.

Часто школьников спрашивают, почему мы мало бываем на улице? Я хочу ответить вопросом на вопрос: а что нам там делать? Где стадионы, где ледяные катки, где кружки, соответствующие интересам молодежи? Возможно, даже наверняка, всего этого в городе предостаточно, но у нас в станице всего этого нет. А сама по себе улица не представляет собой ничего интересного. Молодежь, конечно, может просто бродить по станице, но такое «брожение» зачастую заканчивается драками, пьянками, в которых обвиняют школу. А между тем, в нашей школе регулярно проводятся различные конкурсы, соревнования, дискотеки и т.д. Взрослым важно давать детям участвовать в подобного рода мероприятиях, ведь в соответствии с законодательством «Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством».

При том огромном количестве нагрузок, которое испытываем мы, школьники, нам просто необходима «пятидневка». Для физического отдыха и для того, чтобы использовать свободное время на спортивные и культурные занятия, школьникам должны быть предоставлены два выходных при оптимальной загрузке учебных дней. Я знаю многих родителей, которые с удовольствием проводили бы время со своими детьми, но не могут этого делать из-за "потерянной" субботы. Все мои одноклассники согласились с тем, что лучше уж иметь ежедневно 7 уроков, чем иметь 1 выходной день. Я думаю, согласны с этим утверждением и другие ребята. Существует требование, которое запрещает задания на выходные. Я согласна с тем, что нужно контролировать его исполнение, если в школе введена шестидневка. Однако в старших классах не задавать задание на каникулы – практически невозможно, и учащиеся сами это понимают. Многие же родители учеников младших классов отмечают, что ребенок легче переносит понедельник, если немного позанимается в выходные.

Сейчас в школе покупается большинство учебников. В 9 классе моим родителям пришлось купить полный комплект книг, причем абсолютно новых, ведь старая программа уже устарела. Но ведь у нас в стране существует право ребенка на бесплатное образование. Получается, образование не такое уж и бесплатное? Кроме того, в школе часто нет каких-либо приборов, реагентов, необходимых для урока, например, химии. И средств государство практически не выделяет. Я считаю необходимостью улучшить финансирование образования для получения действительно качественного обучения.

Подробнее о некоторых правах

Рассмотрим ситуацию: учитель грубо, неуважительно проявляет свою требовательность. Против самой требовательности возразить нечего, она тебе первому полезна. Но против формы ее проявления возразить необходимо. Если ты, возражая, огрызаешься в ответ, дерзишь, шумно взываешь к сочувствию одноклассников, жалуешься родителям, то ты унижаешь себя, вступая в бессмысленные пререкания. А что нужно было предпринять на самом деле? Сослаться на закон. В ответ на грубое замечание спокойно, сдержанно сказать, что такое обращение оскорбительно для твоего человеческого достоинства, нарушает 28-ю статью Конвенции о правах ребенка и противоречит принципам, провозглашенным в статье 2 и в статье 15 Закона Российской Федерации «Об образовании». Стоит тебе так сказать, да еще процитировать статьи закона, результат превзойдет все ожидания. Во-первых, ни один учитель не захочет входить в противоречие с законодательством. Во-вторых, ты покажешь себя зрелым, сознательным человеком, знающим свои права и ориентирующимся в законах. В-третьих, сам факт ссылки на статьи закона выведет отношения в классе на более высокий уровень.

Но спокойная апелляция к закону пока редкость для наших школьников. Почему? Обычно отвечают так: потому что это не принято... надо мной посмеются... боюсь... Ты тоже так думаешь? Но ведь даже если ты знаешь свои права, а отстаивать их, апеллируя к закону, не решаешься, то это все равно, как если бы никаких прав у тебя и не было. Запомни: они есть, и их много!

Школа несёт ответственность за здоровье ученика. Это постоянная ответственность учителя и администрации, но только при условии, что ущерб здоровью нанесен во время уроков, на перемене, во время занятий в рамках дополнительного образования. А если ты, не зная, куда себя девать, заявился после занятий в школу, начал резвиться, безобразничать и получил при этом травму, то школа не отвечает, потому что вред здоровью был причинен не во время образовательного процесса, а в твое свободное время, хотя и в стенах школы. (пункт 3 части 3 статьи 32 Закона РФ “Об образовании”).

Образовательной программой работа по ремонту школы и школьного двора не предусмотрена, следовательно, является делом добровольным. Привлечь тебя к мытью окон или покраске забора могут только с твоего согласия и согласия твоих родителей. Соответствующий раздел закона сформулирован строго, так что у тебя есть полное право отказаться: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» (часть 14 статьи 50 Закона РФ «Об образовании»). Однако прежде чем отказываться от работы, подумай, а не благороднее ли выступить добровольцем, и помочь своей школе?

Роль школы сегодня возрастает многократно, поэтому нужно серьезно пересмотреть отношение к детям из неблагополучных семей, не отторгая, а наоборот, уделяя им большее внимание и заботу. Только когда трудные дети почувствуют себя нужными и равноправными, они перестанут бросать вызов обществу и вряд ли потянутся к опасной черте. Красота и доброта спасут мир. Я считаю необходимым контролировать соблюдение следующих норм:

• Перестать унижать детей в школе, подавляя в них здоровый дух соревновательности и коллективизма

• Развивать культуру и спорт в крае, отвлекать детей от вредных привычек, занимать их свободное время интересными и полезными мероприятиями.

• Воспитывать молодёжь в доброте и любви к людям.

• Знать, что происходит в семьях детей, чтобы при необходимости помогать и пресекать возможные акты насилия над детьми. (37 семей в Ленинградском р-не находятся в Группе Риска)

Но если большинство школьников знают свои права и открыто заявляют об этом, то далеко не каждый из них помнит о своих обязанностях участника образовательного процесса. Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений. Устав школы должен включать в себя: распорядок дня школьника; цели и задачи образовательного процесса; права и обязанности участников процесса образования, а также, что немаловажно, в уставе должно быть четко сказано о наличии в школе платных образовательных услуг и о порядке их предоставления на договорной основе. Этот пункт касается не столько тебя, сколько твоих родителей, но знай, что в соответствии со статьей 45 Закона “Об образовании” государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе предоставлять дополнительные платные услуги. Но платные образовательные услуги не могут быть предоставлены вместо образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Права ребенка в Краснодарском крае

Осуществляется контроль над соблюдением основных прав ребенка в Краснодарском крае. Но, к сожалению, во многих городах края не ведется точная статистика детей, нуждающихся в социальной помощи, нет единой системы учета, что существенно сказывается на работе с детьми в целом. В аппарат представителя прав ребенка Краснодарского края поступают жалобы на то, что не обеспечиваются в полной мере социальные льготы, не решаются вопросы предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам. Власти сознают необходимость активно защищать права детей а также вносить изменения в законодательную базу, чтобы она обеспечила социальную защиту детей и соблюдение их прав.

Советы школьникам, попавшим в конфликтные ситуации. Заключение.

Между тобой и педагогом возник конфликт и ты считаешь, что твои права нарушаются? Главное – действовать цивилизованными методами. Конфликты – это реальность нашей жизни. Все мы, и ты, и твой учитель, – живые люди со своими особенностями и слабостями.

Запомни: грубостью и скандалом конфликт разрешить не удастся. Если две стороны конфликтуют, вряд ли одна из них полностью права, а другая полностью виновата. Поэтому прежде всего поговори откровенно... с самим собой. Четко определи: какие именно твои права нарушаются в ходе вашего конфликта? Когда ответишь на этот вопрос, тебе будет легче сформулировать свои претензии к педагогу.
Если ты просто злишься, а свои претензии выражаешь в маловразумительных выкриках: “А чего он вообще!”, “А чего он опять!”, конфликт только усилится.

Ты считаешь, что учитель систематически занижает тебе отметки? Подумай, чем вызвана такая уверенность. Если по своим способностям ты мог бы претендовать на высокие баллы, но относишься к делу спустя рукава: “повезло” (попался удобный вопрос) или “пронесло” (не спросили), то и оценки тебя не устроят. Хотелось бы заметить, что если школьники хотят осуществления своих прав и свобод, то они должны проявлять уважение к правам других участников образовательного процесса – учителей. Я уверена, что при взаимном уважении с обеих сторон не будет препятствий для достижения компромисса. Важно, чтобы каждый школьник стал личностью гармоничной и неравнодушной. Уважайте себя и всех, кто вас окружает, с пониманием и терпимостью относитесь к нотациям взрослых, ведь они желают вам только добра. Любите людей, и тогда вам будет гораздо легче преодолевать трудности нашей жизни. Учитесь дружить и дорожить теплом и любовью других.

 
Наверх Вернуться Версия для печати
 
©, 2007 г. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.