Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации

Главная Написать письмо Карта сайта English

Доклады

 

О влиянии игровых автоматов на психику человека. Ахметзянова Рената, воспитанница объединения «Школа волонтеров»

ДЭБЦ «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Руководитель : Усманова С.А., педагог
ДО ДЭБЦ.
Город Крымск
2006 год


Содержание.
1. Введение. 2
2. Из истории игровых автоматов. 3
3. Виды игровых автоматов. 7
4. Причины распространенности. 9
5. О вреде игровых автоматов. 10
5.1. Типы игроков. 11
5.2. Возникновение зависимости. 11
5.3. Влияние игровых автоматов на детей. 13
6. Методы борьбы с распространением
игровых автоматов. 14
7. Заключение. 16
8. Литература. 16
1. Введение.
Забывая простую истину о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, люди, практически не меняясь с годами, по-прежнему наивно верят всем подряд: цыганам, целителям-шарлатанам, мошенникам с письмами-сюрпризами из Москвы. Тоже происходит сейчас и с игровыми автоматами, которые, на первый взгляд, кажутся невинной забавой. Ежедневно, с утра до вечера, автоматы собирают вокруг себя жаждущих сорвать хороший куш. То и дело слышен мерный стук падающих пятирублевок. Азарта хватает до последней монеты в кошельке. В мире зависимостью от азартных игр страдает от 3 до 10% населения.
В 2004 году в России было установлено 315 тыс. автоматов. Доля эконом-сегмента составляет 65-70%, доля премиума - 5%, среднего ценового сегмента - 25-30%. На Западе оборот рынка виртуальных казино составляет около $17,6 млрд. Всего в мире действует примерно 150 тыс. онлайн-проектов. На рынке игровых автоматов на Ritzio приходится около 18% московского рынка, "Джекпот" занимает 13-14%, Storm International - 5-6%.
2. Из истории игровых автоматов.
Чтобы составить полное представление об игровом бизнесе, необходимо совершить небольшой экскурс в историю: узнать, как и когда были изобретены эти чудо-механизмы и какой путь развития они прошли.
Профессионально-жаргонное слово "слоты" образовано от английского slot mashinе (игровые автоматы). Интересно, что первоначально американский термин «slot machine» использовался для обозначения и торговых, и игровых автоматов ( sl ot – это щель для приема монет). И у игровых, и у торговых автоматов (вендинг) эти слоты были идентичными. Но позже термин «слот-машина» закрепился именно за теми автоматами, которые в обмен на монету не предоставляли товара, а давали возможность сыграть в какую-либо игру. В начале 19-го века в Европе приобрели популярность автоматы, вовлекающие людей в соревнования. Так, желающие могли измерить свою силу посредством удара, толкания или тяги. Огромный интерес в те далекие времена, когда кинематограф только делал первые шаги, вызывали механизмы, показывающие движущиеся картинки, а также "выдающие" гороскоп или гадающие по руке. Не меньше интересовали публику и статические генераторы электричества, которые, как считалось, имели исцеляющую силу. Это были развлекательные автоматы без выплат и призов. Прообразом современных игровых автоматов с денежным выигрышем были механизмы с играми "на умение". Призом для ловкого игрока могли быть не только наличные деньги, но и жетоны, которые обменивались на пиво или сигареты. Поэтому зачастую такие автоматы устанавливали в барах.
Первые упоминания о механических аппаратах с денежным выигрышем относятся еще к XIX веку, а именно - к 1887 году. Первые игровые автоматы принимали мелкую монету в качестве оплаты, но платежной системы как таковой не имели - выигранные деньги оплачивал игрокам хозяин заведения. Уже через год в США стали производить игровые автоматы, применяющие принцип джекпота. Первоначально джекпот выплачивался, когда общий вес монет в игровом автомате превышал определенное значение - открывались створки, и выигрыш высыпался в лоток. Однако жизнь первых аппаратов с джекпотом была недолгой - ушлые игроки быстро сообразили, что при достаточно заполненном игровом автомате снять джекпот можно, всего лишь стукнув по игровому автомату посильнее...
В 1890 году появилась следующая модификация игрового автомата, которой впервые были применены вращающиеся барабаны. На пяти барабанах были нанесены изображения игральных карт. При опускании монетки барабаны начинали вращаться. Когда выпадала выигрышная комбинация, игрок звал хозяина заведения для выплаты выигрыша.
В 1884-88 гг. (по разным данным) американец немецкого происхождения Чарльз Фай (1862-1944) создал свою первую слот-машину, известную, как «однорукий бандит», в своей автомастерской, которая работала от 5-ти центовых монет. Название автомат получил громкое и патриотическое – Колокол свободы («Liberty Bell»). Его игра состояла из трех барабанов, обозначенных колокольчиками, подковами или игральными картами, которые давали различные варианты среди трехрядных выигрышных комбинаций. Каждый из дисков работал независимо, и скорость их вращения была разной. Позже американская компания "Милс Новелти" ввела обозначения фруктов, используемых, кстати сказать, и по сей день. Максимальный выигрыш первого игрового автомата составлял 10 монет по 5 центов – всего полдоллара. Фай делал такие автоматы вручную и сдавал их в аренду местным игровым и питейным заведениям за половину прибыли от автомата. Эти машины пользовались большой популярностью, и скоро изобретатель уже не успевал собирать их вручную. В 1896 г. Чарльз Фай открывает фабрику по производству слот-машин, но землетрясение в Сан-Франциско и пожар в 1906 году разрушил ее. Многие более крупные производители «игровых технологий» того времени предлагали ему перекупить права на производство и распространение его автоматов, но Фай всегда отказывал. В 1910 году слот-машины можно было увидеть в каждом городке и деревушке страны. В 1901 году Фай спроектировал механический автомат для игры в покер, предвестник современных электронных покер-машин.
Слот-машины в Калифорнии были полулегальными, но вскоре стали совершенно незаконными (с монет, попадающих в автомат, и с выигрышей не платились никакие налоги!) из-за появления закона, запрещающего азартные игры. Слот-машины были переоборудованы в торговые автоматы для продажи жвачки и конфет. Фрукты, которые мы видим на барабанах автоматов (слива, груша, вишни и надпись «бар») – это ни что иное, как напоминание о нелегких отношениях игровых автоматов с законом. В Великобритании барабанные игральные автоматы так и называются – fruit machine.
Несмотря на то, что игральные автоматы были запрещены в Калифорнии, Фай продолжал их производить незаконно, за что и был арестован и оштрафован. Герберт Стифер Белл, промышленник из Чикаго, начал производство автоматов, очень похожих на Колокол Свободы Фая с 1907 года.
Однако в массовое производство в начале 1890-х годов пошла гораздо более простая модель. В ней брошенная монетка падала вниз по одному из трех лотков. При попадании монетки в "выигрышный" лоток автомат выдавал три таких же монетки.
С тех пор игровой бизнес стремительно развивается, став во многих западных странах неотъемлемой и при этом абсолютно легальной частью экономики. Массовое распространение игровые автоматы получили сначала в США, а потом и в Европе. Бизнес на игровых автоматах стал прибыльным делом. Так, в 1893 году только в городе Сан-Франциско работало более полутора тысяч аппаратов различных конструкций. А игровые автоматы набирали все большие обороты – на их популярности не сказалась даже Великая репрессия!
В конце 40-х годов слот-машины появились в отеле Flamingo Hilton в Лас-Вегасе. Первоначально они предполагались для развлечения жен и подруг богатеньких игроков, которые тратили свои деньги в казино за рулеткой или картами. Но вскоре автоматы захватили рынок игроков казино, и в середине 80-х годов популярность игровых автоматов и настольных игр была примерно одинаковой, но к 90-м годам XX века игровые автоматы взяли вверх и стали приносить владельцам казино 2/3 их прибыли!
Игровой бизнес в России пустил свои корни еще в конце 80-х – начале 90-х годов, во времена больших перемен, после перестройки. Это было время развития стихийного, "дикого" рынка, в который были вовлечены все сферы деятельности. Не стал исключением и игровой бизнес. Главной целью тогда было сорвать куш побольше, поэтому в страну ввозились дешевые старые механизмы. Аппараты были убогие, совсем простые и невзрачные, но с другой стороны, их сравнительно легче можно было обманывать и увеличивалась вероятность получить выигрыш. С тех пор прошло достаточно много времени, и страна наша сильно изменилась. Изменился и игровой бизнес. В каждом городе России сейчас стоят, как минимум несколько десятков игровых контор, а то и несколько сотен. На входе горят большие красочные неоновые вывески, которые так и манят игроков. В залах чистота, большой выбор автоматов, как правило, есть бар, в котором можно заказать прохладительные и горячительные напитки.
3. Виды игровых автоматов.
Главные принципы работы игровых автоматов, сформулированные более столетия назад Чарльзом Фаем, остались на сегодняшний день практически такими же. Изменились лишь технические возможности воплощения этих принципов в современных аппаратах. К примеру, над созданием программ компании Microsoft трудится не один десяток программистов. Программы современных игровых автоматов устроены намного сложнее, так как при ее создании учитывается человеческий фактор, и над программами игровых автоматов трудятся помимо программистов ещё и психологи. Игровые автоматы можно разделить на четыре основные категории.
Колесные игровые автоматы. Игровые автоматы (slot machines) завоевали всеобщее признание в казино и игровых центрах, т.к., в отличие от других игр, темп игры задается самим игроком, и от игрока не требуется никаких специальных умений – все зависит исключительно от Фортуны. Смысл игры с традиционным игровым автоматом типа «однорукий бандит» - раскрутить барабаны (диски) рычагом так, чтобы символы на дисках выстроились в определенную выигрышную комбинацию. Когда это случается, автомат выдает выигрышную сумму в соответствии с выигрышной таблицей. Обычно гораздо выше шансы попасть в комбинацию со скромным выигрышем. В своем классическом виде электромеханические вращающиеся барабаны, приводимые в движение нажатием на рукоятку или кнопку до сих пор популярны во многих игорных залах, особенно на просторах СНГ. Владельцам залов по душе относительно невысокая цена на игровые автоматы (от $400-500 до $2 тыс.), посетителям, прежде всего, новичкам - простота и понятность самой игры и действий игроков.
Видеослоты. Видеослоты - это те же колесные игровые автоматы, но уже с виртуальными барабанами, вращающимися на экране видеомонитора. Однако это изменение оказалось решающим и сделало видеослоты самыми популярными игровыми автоматами в мире. Современный уровень развития электроники дает возможность производить практически неограниченное количество новых разновидностей подобного рода игровых автоматов. Они отличаются друг от друга как условиями игры (количество виртуальных барабанов, "зачетных" линий, по которым выплачивается выигрыш; возможность дополнительно увеличить выигранную сумму; системы бонусов и т.п.), так и дизайном (количество символов и картинок, пришедших на смену традиционным "вишенкам и K", не поддается исчислению). Цены на игровые автоматы зависят от "продвинутости" и составляют от $600 до $8 тыс.
Видеопокер. Не будь в нем функции удвоения выигрыша, это был бы просто покер, перенесенный на видеоэкран. Игра с "удвоением", по отзывам любителей, не уступает по выбросу адреналина игре в рулетку. Принцип удвоения крайне прост (и поэтому гениален): после того как игрок уже заработал свой выигрыш в традиционный электронный покер, машина тут же предлагает ему удвоить этот выигрыш, угадав, к примеру, масть карты, которая выпадет на экране. Угадал - выигрыш стал больше в два раза, не угадал - проиграл все. В случае удачи игрока машина делает ему следующее предложение об удвоении, и так далее.
Эмуляторы игровых автоматов - программы полностью соответствующие программному обеспечению игрового автомата. При помощи данных программ можно тренироваться в умении обыгрывать автомат и изучать правила. Все эмуляторы копируют поведение реального автомата и ведут себя в точности как игровой автомат в любых ситуациях. Психологи утверждают, что наиболее лучший способ бросить играть - это играть в эмулятор игрового автомата. Но игроки говорят, что играть в эмуляторы – это тоже самое, что пить безалкогольное пиво. Некоторые утверждают, что приятно иметь у себя дома собственные игровые автоматы, поскольку можно создать у себя дома игровой зал и не надо оформлять лицензию.
4. Причины распространенности игровых автоматов.
Игорный бизнес приобретает все большую популярность. Наблюдая, с какой скоростью, появляются игровые салоны и клубы, можно только предполагать, насколько они рентабельны и какие прибыли игровые автоматы приносят своим хозяевам. Один игровой автомат приносит его владельцу - в зависимости от места расположения - от 30 до 100 тысяч рублей в день. Только в 2004 году налоговые поступления от игорного бизнеса в бюджет Санкт-Петербурга составили полтора миллиарда рублей. В 2005 ожидалось повышение этой суммы до 2,2 миллиарда! На сегодняшний день ставка на игорный бизнес исчисляется по максимально возможной шкале: 125 тысяч рублей в месяц за каждый игровой стол и 7,5 тысяч рублей в месяц за каждый игровой автомат. А их в Петербурге зарегистрировано 30 тысяч. По официальным данным, в Ростовской области более 2,5 тысяч игровых автоматов. Совершенно ясно, что это серьезный бизнес, который приносит огромные деньги своим владельцам. Так же он приносит деньги производителям игровых автоматов, программистам, дилерам, техникам, обслуживающим их, государству, в виде налогов, естественно, игрокам и многим людям, которые так или иначе связаны с этой сферой. Но есть еще теневой сектор, которому этот бизнес приносит сказочные доходы. Многие автоматы устанавливают незаконно, а владелец каждого десятого игрового автомата не платит налог в бюджет.
5. О вреде игровых автоматов.
Проблема вреда, наносимого психическому здоровью населения (и особенно детей) многочисленными игровыми автоматами, установленными на улицах и в торговых точках города, волнует не только журналистов и врачей городских больниц, непосредственно столкнувшихся с жертвами опасного увлечения. Ею занимаются также психологи, психотерапевты и психиатры.
Игромания опасна тем, что все это происходит в молодом возрасте. Удовольствие от игры вскоре сменяется раздражением. Все идут играть, но не все могут выигрывать, это заложено в самой сути игры, в конструкции аппарата, в
системе казино. Человек, в конце концов, разочаровывается.
Не творческие люди или люди со сниженным творчеством, пессимисты окрашивают окружающий мир в серые тона. Но когда они видят яркие огни игровых автоматов, это для них это, как для ребенка новогодняя елка Гипномания - особое сочетание световых и музыкальных факторов - вводит игрока в трансовое состояние. Психотерапевт объясняет, какие могут быть последствия применения гипноза, здесь же аппарат ничего не говорит, а нарушения деятельности мозга могут быть очень серьезные, особенно у ребенка.
5.1. Типы игроков.
По статистике, игрой увлекаются молодые люди от 16 до 35 лет. Игромания, как и наркомания, складывается у определенного типа личности, неустойчивого. Чаще в игровую кабалу попадают несамостоятельные, легко внушаемые люди в возрасте от 15 до 37 лет. Довольно часто под влиянием игровых автоматов находятся и пессимисты. Кто-то играет в игровые автоматы прямо в магазинах и на остановках, кто-то — в игорных домах, но суть проблемы от этого не меняется. Всех игроков условно можно разделить на три категории.
Первая и самая большая - люди случайные. Не будь в этом месте игрового аппарата, они бы не играли.
Вторая - не очень страстные, но постоянные клиенты: зашли за покупками, бросили две-три монетки.
Третья - люди, которые «подсели» на игровые автоматы и уже совершенно не видят без них своей жизни.
Выявлено, что 43% посетителей казино ходят туда, чтобы выиграть, 38% посещают игорные заведения ради развлекательных программ, 10% не представляют себе казино без выступлений известных артистов, а 9% ходят в казино по привычке.
5.2. Зависимость от игровых автоматов.
Тяга к игровым автоматам зачастую становится самой настоящей болезнью, которая захватывает человека целиком и превращает его в раба.
Впервые проблема проявилась в 70-е годы в США, а затем в Великобритании. Тревогу забили владельцы кинотеатров в маленьких городах. С появлением «одноруких бандитов» люди перестали ходить в кино. Часто игроки попадали в зависимость от этого занятия.
Игроманию можно сравнивать с наркоманией. Игромания окутана алкогольной тематикой. Существует цепочка, целая технология, ведущая от игры через слабоалкогольные напитки, курение, наркотики к тяжелым формам зависимости. В итоге сочетание игромании с наркотиками может привести к полному распаду личности. Игроманию ставят на одну ступень с алкоголизмом и наркоманией.
Игровые автоматы кажутся многим самым верным и лёгким способом быстро разбогатеть. Почувствовав вкус денег, которые сами идут в руки, удачливый игрок приходит к игровому автомату вновь и вновь. Когда перестаёт везти, человек, привыкший к выигрышам, не может успокоиться: почему раньше деньги давались легко, а теперь - убытки? Ему хочется, во что бы то ни стало отыграться, вернуть потраченные деньги и выиграть ещё. Через 2 — 3 месяца регулярных игр обычно возникает зависимость. Но человек поначалу этого не понимает и опасности не видит. Постепенно любитель игровых автоматов всё чаще (2 — 3 раза в неделю) начинает испытывать приступы тоски и тревоги. Выход из плохого настроения видится в одном: надо срочно поиграть. Недавний безобидный интерес становится всепоглощающей страстью. Систематическая игра, а если говорить точно, то возникающий в связи с ней так называемый азарт игрока, вызывает регулярное возникновение состояния нервного возбуждения. Это ведет к возникновению всевозможных расстройств и особенно опасно для людей, у которых уже диагностированы различные психические заболевания, так как вызывает дальнейшее развитие болезней. На 5 — 6-м месяце регулярной игры человек, как правило, превращается в самого настоящего зомби: он уже ни о чём не может думать, кроме игры. Если обратиться за помощью к психотерапевту на этой стадии, достаточно 3 — 4 лечебных сеансов (в среднем такое
лечение на незапущенной стадии стоит 3,5 тысячи рублей).
А вот от запущенной игровой зависимости сложно избавиться. Трудно в это поверить, но из всех зависимостей (алкогольная, табачная и даже наркотическая) игровая лечится труднее всего... В реабилитационных центрах наркодиспансера на лечении вместе с наркоманами и алкоголиками находятся и игроманы. И если наркозависимым людям необходимо для реабилитации 5 – 7 месяцев, то гэмблеру нужно лечиться как минимум год. Первый шаг к исцелению игромана должны сделать его близкие. Им необходимо прекратить отдавать за него долги.
5.3. Игровые автоматы и дети.
Игровые автоматы находятся в кафе, барах, на базарах, возле остановок общественного транспорта, в магазинах и работают круглосуточно. Кроме этого, в игорном бизнесе практически не действуют возрастные ограничения - собственники развлекательных заведений закрывают глаза на возраст клиентов, не учитывая, что на каждом автомате висит табличка "до 18 лет запрещено".
Как говорилось выше, само пристрастие к игровым автоматам и компьютерным клубам, психиатры считают его болезнью, схожей с наркоманией. Специалисты утверждают, что "подсесть на игру" очень легко - достаточно выиграть и почувствовать эйфорию легких денег, чтобы потерять контроль над собой. Дети же намного легче попадают в психологическую зависимость от азартных игр, поскольку до подросткового возраста человеческий мозг не сформирован окончательно: нервная система больше чем у взрослых поддается влиянию, не выработаны правила поведения в обществе, не сформирован характер.
Стоит ли говорить, что на азартные игры больше всего "подседают" дети и подростки. Как результат - негативные социальные последствия. В первую очередь - это бессмысленная трата денег родителей и рост уровня детской преступности. Привыкание и зависимость от азартных игр меняет систему общественных и семейных ценностей человека и ведет к психической деградации. На формирующейся психике детей это сказывается особенно болезненно.
По информации органов МВД, чтобы найти средства для игры в автоматы, дети часто прибегают к кражам денег, мобильных телефонов, других ценных вещей. Большую опасность составляет то, что игровые учреждения работают и в ночное время. Нередкими являются случаи, когда родители пишут заявления об исчезновение детей, а их между тем находят в компьютерных клубах. За границей, собственники игорных домов, которые допускают в свои заведения несовершеннолетних, могут иметь серьезные неприятности, вплоть до лишения лицензии.
Еще одна угроза: в наших условиях, когда и без того растет поклонение «золотому тельцу», возникает представление о халяве, о получении чего-то без труда, о «скатерти-самобранке». Когда оно не реализуется, человек будет искать не трудный путь повышения образовательного уровня, совершенствования интеллекта, а путь социально и сточки зрения психиатрии опасный - химические зависимости и криминал. В целом, очевидно, что нынешние уличные казино и отдельно стоящие игровые аппараты ни к чему хорошему с социальной точки зрения не ведут.
6. Методы борьбы с распространением игровых автоматов.
Чтобы принимать какие-то радикальные меры, необходимы специальные массовые исследования в этой области. Однако поскольку статистики по разорившимся и сошедшим с ума на этой почве нет, то и вреда от «одноруких бандитов» как бы не существует.
В первую очередь нужно ограничить доступ к игровым автоматам, поместив их в специализированные салоны, где существует плата за вход, фейс-контроль. Н ельзя к игровым аппаратам допускать всех подряд.Игровые автоматы нужно не только убрать с улиц, но и перенести эти заведения из «спальных районов» в центр, от мест проживания - в офисное и деловое пространство города, где их легче контролировать. Нужна профилактика в школах и вузах. - Для «группы риска» - то есть детей и подростков – должны быть организованы тренинги и изданы листовки и буклеты с информацией об опасности игры. Для учителей и специалистов - методические пособия по выявлению зависимых и формам работы с ними.
Через СМИ и родительские комитеты школ и лицеев создать в городе общественное мнение, атмосферу нетерпимости к очевидной угрозе здоровью горожан. Необходимо создать интернет-сайт по профилактике социально негативных явлений - с обязательным включением в список игровых автоматов.
Тем, кто уже попал в зависимость, нужно дать информацию и возможность из зависимости выбраться. На начальном этапе должен действовать специалист-психолог, который знает, как проводить тестирование, как выявить причины появления зависимости. Если решить проблему не удается, начинает работать психолог и психотерапевт, потому что второй врач имеет право назначить фармакологическое воздействие. Третий вариант - закрытые психиатрические
реабилитационные центры.
Необходимо найти для молодежи альтернативу игровым автоматам, какие-то увлечения. Всегда нужно смотреть, есть ли в увлечении положительный потенциал. Компьютерные игры иногда могут дать повышенную реакцию, если все это в разумных пределах - человека можно будет использовать на каких-то работах, где это требуется. На игровых автоматах - фиксация взгляда, однообразные движения, мышление малоподвижно, появляется агрессия.
7. Заключение.
Ни для кого не секрет, что любая зависимость, будь то наркотики или игровые автоматы, выгодна тем, кто на ней наживается. Больные люди, страдающие разными зависимостями, приносят заинтересованным лицам огромные барыши. Поэтому вряд ли человек, этим промышляющий, по доброй воле уберёт вредные для психики автоматы куда подальше. Люди сами должны заботиться о своём психическом здоровье.
8. Литература.
1 . Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С.85.
2. Комский А.М. , Игошев Б. Электронные автоматы и игры. М., 1981
3 . Добринская Е.И. , Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л., 1983.
4. Ворошилов В. Феномен игры. М., 1982. С.13
5. Коськов М. А. К теории чистой игры. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2002.
6. Данные из интернета.
7. Еженедельник «Ваш тайный советник» N45 (174) 21 ноября 2005 г.
Приложения
Как бросить играть.
Преодолеть игровую зависимость можно. Если вы чувствуете, что не в силах жить без игры, обязательно обратитесь к специалисту. В то же время постарайтесь
преодолеть зависимость самостоятельно.
Не берите с собой денег больше, чем вам может понадобиться в течение дня.
Старайтесь всегда составлять заранее список дел на день, чтобы у вас не оставалось свободных промежутков и не возникало желания убить время у игровых автоматов.
Многим игрокам свойственно гасить свои переживания в игре. Одним из лучших способов борьбы с такими проявлениями чувств является их предупреждение, то есть игрокам нельзя копить в себе обиду, злость и другие негативные эмоции.
Постарайтесь не переутомляться, чтобы потом не возникло желания снять
усталость в зале игровых автоматов.
Контролируйте количество потребляемого алкоголя, т. к. желание играть
растёт пропорционально опьянению.
Избегайте тех заведений, в которых есть игровые автоматы. Ещё ни одному из игроков не удавалось, находясь вблизи игрового автомата или игрового стола,
остаться равнодушным к происходящему.
Найдите для себя увлечение или вспомните о том, чем вы интересовались до того, как игра стала единственным смыслом жизни. Обычно по мере развития заболевания круг интересов постепенно сосредоточивается на игре. Разорвать этот круг — сложная, но необходимая задача в борьбе с игровой зависимостью.

 
Наверх Вернуться Версия для печати
 
©, 2007 г. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.