Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации

Главная Написать письмо Карта сайта English

Доклады

 

Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка (1998–2002 гг.)

СОДЕРЖАНИЕ
I. СВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА О РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
II. ОБЩИЕ МЕРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ (статьи 4, 42 и пункт 6 статьи 44)
III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕБЕНКА (статья 1)
IV. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
А. Недискриминация (статья 2)
В. Наилучшее обеспечение интересов ребенка (статья 3)
С. Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6)
D. Уважение взглядов детей (статья 12)
V. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
А. Имя и гражданство (статья 7)
В. Сохранение индивидуальности (статья 8)
С. Свобода выражения своего мнения (статья 13)
D. Свобода мысли, совести и религии (статья 14)
Е. Свобода ассоциаций и мирных собраний (статья 15)
F. Защита личной жизни (статья 16)
G. Доступ к соответствующей информации (статья 17)
H. Право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения или наказания (статья 37а)
VI. СЕМЕЙНОЕ ОКРУЖЕНИЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ УХОД
А. Право родителей руководить ребенком (статья 5)
В. Ответственность родителей (пункты 1–2 статьи 18)
C. Разлучение с родителями (статья 9)
D. Воссоединение с семьей (статья 10)
Е. Незаконное перемещение и невозвращение (статья 11)
F. Восстановление содержания ребенка (пункт 4 статьи 27)
G. Дети, лишенные семейного окружения (статья 20)
H. Усыновление (статья 21)
I. Периодическая оценка условий, связанных с попечением о ребенке (статья 25)
J. Грубое обращение и отсутствие заботы (статья 19), а также физическое и психологическое восстановление и социальная реинтеграция (статья 39)
VII. ПЕРВИЧНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ
А. Неполноценные дети (статья 23)
В. Охрана здоровья и услуги в области здравоохранения (статья 24)
С. Социальное обеспечение, службы и учреждения по уходу за детьми (статья 26 и пункт 3 статьи 18)
D. Уровень жизни (пункты 1–3 статьи 27)
VIII. ОБРАЗОВАНИЕ, ОТДЫХ И КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А. Образование, включая профессиональную подготовку и ориентацию (статья 28) . 48
В. Цели образования (статья 29)
С. Отдых, досуг и культурная деятельность (статья 31)
IX. ОСОБЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ
А. Дети, находящиеся в чрезвычайных ситуациях
1. Дети-беженцы (статья 22)
2. Дети в вооруженных конфликтах (статья 38), включая вопросы физического и психического восстановления и социальной реинтеграции (статья 39)
В. Дети в системе отправления правосудия по делам несовершеннолетних
1. Отправление правосудия по делам несовершеннолетних (статья 40)
2. Дети, лишенные свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения или помещения в исправительное учреждение (статья 37b-d)
3. Вынесение наказания детям с особым упором на запрещение смертной казни и пожизненного заключения (статья 37а)
4. Физическое и психологическое восстановление и социальная реинтеграция ребенка (статья 39)
С. Дети, подвергшиеся эксплуатации, включая вопросы физического и психологического восстановления и социальной реинтеграции (статья 39)
1. Экономическая эксплуатация детей, включая детский труд (статья 32)
2. Употребление наркотических средств (статья 33)
3. Сексуальная эксплуатация и сексуальное совращение (статья 34)
4. Торговля детьми, контрабанда и похищение детей (статья 35)
5. Другие формы эксплуатации (статья 36)
D. Дети, принадлежащие к меньшинствам или коренным народам (статья 30)

ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Перечень основных нормативных актов, реализующих принципы Конвенции о правах ребенка на территории Российской Федерации, принятых в период с октября 1997 г. по ноябрь 2002 г.
2. Статистические данные, характеризующие положение детей в Российской Федерации


ВВЕДЕНИЕ

1. Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 гг. был рассмотрен на 22 сессии Комитета ООН по правам ребенка 23 сентября 1999 года.

2. Настоящий доклад подготовлен во исполнение пункта 1b) статьи 44 Конвенции в соответствии с Руководством по форме и содержанию периодических докладов, которые должны представляться государствами-участниками (документ CRC/C/58), на основе материалов федеральных министерств и ведомств, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с положением детей, обеспечением и реализацией их прав, органов власти субъектов Российской Федерации, данных государственной статистики, материалов специальных исследований, сведений, полученных от общественных организаций, занимающихся проблемами детства.

3. Вводная часть содержит сведения общего характера о стране и населении, основных тенденциях изменения положения детей в период 1998-2002 гг. Основная часть аналитических материалов состоит из 8 разделов и включает информацию о мерах, принятых Российской Федерацией по осуществлению Конвенции о правах ребенка в рассматриваемый период в соответствии с взятыми на себя международными обязательствами, о достигнутом прогрессе, имеющихся трудностях и намечаемых шагах по реализации положений Конвенции в перспективе.

4. Исходя из положений п. 8. Руководства по форме и содержанию периодических докладов, которые должны представляться государствами-участниками в соответствии с пунктом 1b) статьи 44 Конвенции, в настоящем докладе не повторяется информация, представленная во Втором периодическом докладе о выполнении Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка, а в необходимых случаях приводятся ссылки на пункты Второго периодического доклада.

5. Приложения включают перечень основных законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, реализующих принципы Конвенции о правах ребенка и принятых с момента представления Второго периодического доклада, которые характеризуют изменение положения детей, и статистические данные по данному вопросу за указанный период.

I. СВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА О РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6. Данные об административном делении и политическом устройстве представлены в пунктах 5, 14 и 15 Второго периодического доклада.

7. В России продолжается начавшееся в 1992 г. сокращение числа жителей страны. На начало 2002 г. численность постоянного населения Российской Федерации насчитывала 144,0 млн. человек, уменьшившись за период с 1998 г. на 2,8 млн. человек, или на 1,9%, и в 2002 г. продолжает снижаться. По оценке на 1 сентября 2002 г. постоянное население Российской Федерации насчитывало 143,3 млн. чел. Сокращение численности населения является результатом естественной убыли, которая в 2001 г. составила 6,5 на 1000 человек населения.
8. В результате низкой рождаемости численность детей постоянно сокращается, за период 1998–2001 годов численность детей в возрасте до 18 лет в стране уменьшилась на 4,2 млн. человек и составила к началу 2002 г. 31,6 млн. человек, или 22% всего населения (в начале 1998 г. – 24,4% всего населения).

9. В октябре 2002 г. после длительного перерыва проведена очередная Всероссийская перепись населения, однако ее результаты будут обработаны в течение 2003–2004 годов, включая данные по семейной структуре в Российской Федерации и числу детей в семьях. До завершения обработки данных переписи национальная и семейная структура населения, уровень образования могут быть оценены только по данным переписи населения 1989 г. и микропереписи населения 1994 г. (см. пункты 7–10 Второго периодического доклада).

10. Построение рыночной экономики в отчетный период характеризовалось противоречивыми тенденциями. Если в 1997 г. в экономике Российской Федерации проявились признаки макроэкономической стабилизации с замедлением темпов инфляции, то с конца 1997 г. страна оказалась втянутой в глубокий и затяжной финансовый и экономический кризис, острая фаза которого наступила в августе 1998 г. Это привело к резкому скачку цен, снижению доходов бюджетов всех уровней и валютных поступлений, значительному снижению товарных ресурсов, падению реальных доходов и уровня жизни населения.

11. Кризисные явления в экономике и ограниченные финансовые возможности вплоть до 1999 г. не позволяли обеспечить полное финансирование потребностей социально-культурной сферы. Основные усилия Правительства Российской Федерации в эти годы были направлены на сохранение необходимой сети социально-культурных учреждений, обеспечение финансирования расходов федерального бюджета на выплату заработной платы, стипендий, пенсий, пособий. В качестве приоритетных направлений рассматривались и обеспечивались стабилизация финансирования социальной сферы и принятых социальных программ, преодоление деформированности структуры расходов бюджета на нужды образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, повышение уровня этих расходов, а также реального уровня заработной платы работников бюджетной сферы, стипендий, пенсий, пособий.

12. В результате предпринятых мер, в том числе проведения взвешенной денежно-кредитной политики, сложились качественно новые условия и предпосылки для решения фундаментальных проблем экономического и социального развития России. Наметилась положительная динамика основных макроэкономических показателей. Так, в 2001 г. реальный объем ВВП вырос на 14,5% по сравнению с 1999 г. При этом в структуре использования ВВП начиная с 2000 г. наметилась тенденция опережающих темпов роста конечного потребления домашних хозяйств (в период 2000–2001 гг. конечное потребление домохозяйств выросло на 18,8%).

 

13. Расходы федерального бюджета на оплату труда работников социально-культурной сферы выросли с 1999 г. в среднем более чем в три раза. Что касается инвестиций в социальную сферу, то за период 1999–2001 гг. инвестиции в основной капитал в здравоохранении выросли на 43,3%, в образовании – на 20,6%. По уровню благосостояния населения практически преодолены последствия кризиса 1998 года. Так, уровень реальной заработной платы в 2001 г. составил 98,0% к уровню 1997 г., в 2002 г. заработная плата продолжала увеличиваться. При этом существенно сокращена задолженность по выплате заработной платы (с 52,6 млрд. руб. на 1 января 1998 г. до 35,4 млрд. руб. на 1 октября 2002 г.). Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократилась с 8,9 млн. человек, или 12,3% экономически активного населения, в 1998 г. до 6,3 млн. человек, или 8,9% экономически активного населения, в 2001 г. и продолжает снижаться (на конец ноября 2002 г. она составила 5,1 млн. человек, или 7,1% экономически активного населения).

14. В результате предпринятых усилий обеспечено дальнейшее снижение младенческой смертности (с 17,2 на 1000 родившихся в 1997 г. до 14,6 в 2001 г. и 13,8 за январь-сентябрь 2002 г.), а также детской смертности (в том числе смертности детей в возрасте до 5 лет – с 21,1 в 1997 г. до 18,4 в 2001 г.). Стабильно обеспечивается вакцинация детей против дифтерии, коклюша, полиомиелита, кори, туберкулеза и т.д. Сохраняется доступность для детей услуг детских дошкольных учреждений, бесплатного общего среднего образования и детского здравоохранения. Продолжает развиваться и играет все бóльшую роль в профилактике семейного неблагополучия социальное обслуживание семьи и детей при повышении внимания к качеству оказываемых услуг; начат процесс реформирования интернатной сети для детей-инвалидов; идет реформа образования детей; развивается законодательство по обеспечению прав и интересов детей, все больше усилий прилагается для его выполнения, как путем выделения необходимых ресурсов, так и путем создания адекватных механизмов реализации законодательных норм.

15. Вместе с тем глубина и масштабность происходящих социально-экономических изменений, их высокий темп и связанный с этим недостаток ресурсов, сложности адаптации к новым условиям значительной части населения, исторически короткий период времени для должного укрепления вновь созданных и создаваемых институтов, адекватных потребностям рыночной экономики и демократизации общественной жизни, обусловливают сохранение проблем в основных сферах жизнедеятельности детей. В их числе остается дезорганизация части семей, нередко сопряженная с насилием, в том числе по отношению к детям, что ведет к безнадзорности и правонарушениям детей, росту социального сиротства. Острой проблемой является потребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков, ухудшение состояния здоровья детей. Проблемой долгосрочного характера является бедность семей с детьми, которая, несмотря на принятые меры, пока не сокращается.

16. Российская Федерация, признавая необходимость последовательного продвижения в направлении наиболее полного осуществления норм Конвенции и улучшения на этой основе положения детей, в основном сформировала механизм по осуществлению практических мер в области защиты прав детей и реализует их на основе Национального плана действий в интересах детей на 1995–2000 годы, Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг., Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 гг.).

 

II. ОБЩИЕ МЕРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

(статьи 4, 42 и пункт 6 статьи 44)

17. Информация о национальном законодательстве по обеспечению выполнения Конвенции, принятом до 1997 г., содержится в пунктах 30–35, 37–41 Второго периодического доклада и в приложении к нему. За указанный период времени в целом была сформирована правовая основа обеспечения прав детей в новых социально-экономических условиях. В 1998–2002 гг. дальнейшее развитие законодательства по обеспечению прав и интересов детей осуществлялось в целях более полного его соответствия принципам и положениям Конвенции и создания правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка. Этому способствовало принятие федеральных законов «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (1998 г.), «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «О ратификации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1997 г.) и принятые в обеспечение названной Конвенции МОТ законы «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (1999 г.), «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.), «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (2000 г.) и др.

18. Меры защиты прав детей в трудной жизненной ситуации в целях наилучшего обеспечения интересов ребенка осуществляются на основе принятых в отчетный период изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации (в части защиты интересов детей при международном усыновлении, введения еще одной формы воспитания в семейной среде детей-сирот – 1998 г.), Кодекс законов о труде Российской Федерации (в части социально-экономической поддержки усыновителей – 1999 г.), в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в части повышения до 18 лет возраста ребенка-инвалида – 1999 г.), ряда изменений и дополнений в законодательство о пособиях семьям с детьми, в том числе по увеличению размера пособий. Приняты новые федеральные законы «О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.).

19. Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имеет принятый в 1998 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, закон определяет, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Закон устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

20. Выполнение Конвенции о правах ребенка является одним из приоритетов в ходе осуществляющегося пересмотра национального законодательства. Так, гарантии по защите прав детей, в частности от экономической эксплуатации, в соответствии с общепризнанными нормами международного права содержатся в новом Трудовом кодексе Российской Федерации (принят в 2001 г., вступил в силу с 1 февраля 2002 г.); при реформировании налогового законодательства в Налоговый кодекс Российской Федерации (принят в 2000 г.) включена норма о социальных налоговых вычетах (выведении из-под налогообложения части доходов) для родителей в связи с воспитанием, лечением и обучением детей; права детей на социальное обеспечение учтены и при реформировании пенсионного законодательства. При принятии третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации (2001 г.) сохранены нормы, гарантирующие права наследования детей, в том числе внебрачных.

21. Особые потребности детей учтены при формировании пакета нормативных правовых актов (законов, постановлений Правительства Российской Федерации, методического инструментария) по социальной поддержке бедных семей (федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» – 1997 г., «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» – 1999 г., «О государственной социальной помощи» – 1999 г.).

22. Особое значение, как того требуют Заключительные замечания Комитета по правам ребенка, придавалось реформированию законодательства в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, защиты детей от любого рода насилия и жестокого обращения. Продвижению в этой сфере способствовало принятие в марте 2001 г. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации». Принятый в 2001 г. новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (вступил в силу с июля 2002 г.) устанавливает большое число процессуальных гарантий для несовершеннолетних с учетом международно-правовых стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних.

23. С принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2001 г., вступил в силу с июля 2002 г.) усилены санкции к родителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Также впервые в национальное законодательство введена норма ответственности за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, т.е. за сутенерство, что является еще одним элементом противостояния вовлечению несовершеннолетних в занятия проституцией.

24. Дальнейшее развитие за отчетный период получила система правовых средств защиты интересов детей. Наряду с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации развивается институт уполномоченных по правам ребенка на региональном уровне. По состоянию на сентябрь 2002 г. должности уполномоченных по правам ребенка учреждены в 15 субъектах Российской Федерации, в том числе в Чеченской Республике. При этом все региональные уполномоченные имеют право на осуществление контроля за соблюдением прав детей в детских учреждениях и реально эти функции выполняют.

25. В соответствии с Заключительными замечаниями о необходимости учреждения должности независимого омбудсмена по правам ребенка на федеральном уровне в России при поддержке ЮНИСЕФ была проведена большая исследовательская работа по изучению этого вопроса. Ее результаты показали, что на первых порах в условиях федеративного государства с обширной территорией целесообразно развивать институт уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов Российской Федерации. Такой подход обеспечивает доступность уполномоченного для детей по их месту жительства, позволяет более оперативно реагировать на нарушение прав детей, а также установить действенный независимый контроль над детскими учреждениями на территории региона. Должный уровень независимости таких уполномоченных может быть обеспечен на основе региональных законов, что и происходит на практике. Если первые уполномоченные были назначены решением глав администраций, то в последнее время их назначение происходит на основе законодательных актов.

26. В стране выполнялись Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей), утвержденные Указом Президента Российской Федерации (см. пункт 42 Второго периодического доклада). План конкретных мероприятий по поэтапной реализации Национального плана дважды (в 1996 и 1998 гг.) утверждался Правительством Российской Федерации.

27. В настоящее время с учетом положений итогового документа 27-й спецсессии ГА ООН по положению детей «Мир, пригодный для жизни детей» завершается разработка нового национального плана действий в интересах детей до 2010 года. До его принятия в России с 2001 г. реализуется краткосрочный План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001–2002 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации. План включает конкретные мероприятия помощи семье в содержании и воспитании детей; по охране здоровья детей; помощи детям, нуждающимся в особой заботе государства; правовому обеспечению защиты детства; международному сотрудничеству в целях усиления защиты интересов детей.

28. Созданный в предыдущие годы на федеральном уровне координационный механизм (пункт 43 Второго периодического доклада) подтвердил свою жизнеспособность.

29. Одновременно в соответствии с Заключительными замечаниями происходит конкретизация обязанностей федеральных и региональных уровней управления в целях оптимизации защиты прав детей. Эта работа ведется в рамках совершенствования межбюджетных отношений и реформирования разделения полномочий между федеральным и региональным уровнями управления, муниципальными образованиями в сфере проведения социально-экономической политики. При этом основной целью является полное выполнение принятых государственных обязательств, в том числе по улучшению положения детей.

30. Большое внимание в отчетный период уделялось мобилизации ресурсов для наиболее полного выполнения норм Конвенции. Новые возможности, предоставляемые наметившимся экономическим ростом, используются для приоритетного финансирования государственной политики в интересах детей в области воспитания, образования, охраны здоровья, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной защиты семьи и детей. В период после финансового кризиса 1998 г. постоянно увеличивается доля расходов федерального бюджета на цели образования, здравоохранения, культуры. В сравнении с предыдущим годом расходы на социально-культурную сферу выросли в 2000 г. на 56,3%, в 2001 г. – на 61,6%, в 2002 г. – на 39,2%. Причем увеличивается не только абсолютная величина этих расходов, но и их доля в общем объеме расходов федерального бюджета, удельный вес в ВВП. Так, если в 1999 г. доля этих расходов в общем объеме федерального бюджета составляла 10,3%, то в 2000 г. – 10,4%, в 2001 г. – 13,0%. Удельный вес расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу в ВВП по ожидаемой оценке за 2002 г. составит 2,2% против 1,4% в 1999 г.

31. Существенно возросли расходы на образование, опережая все другие отрасли социальной сферы и экономики в целом. План действий Правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы) определяют в числе важнейших приоритетов развития страны модернизацию образования, имеющую целью создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям экономики и гражданского общества. Бюджетное финансирование образования в 2000 г. увеличено по сравнению с 1999 г. на 50%, в 2001 г. по сравнению с предыдущим годом – на 52%, в 2002 г. – на 49%. В 2002 г. расходы консолидированного бюджета на образование впервые превысили расходы на оборону.

32. Одним из важнейших направлений выполнения положений Конвенции в отчетный период стала работа по противодействию безнадзорности и беспризорности, включающая усиление мер на всех уровнях по профилактике семейного неблагополучия, организации продуктивной деятельности детей, занятости их учебой, творчеством, физкультурной и спортом, а также ресоциализации безнадзорных и беспризорных детей и их семей.

33. Важным инструментом в реализации государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, защите их прав и обеспечению жизненных интересов являлась в отчетный период президентская программа «Дети России», которая позволила объединить действия ряда федеральных органов исполнительной власти и региональных органов законодательной и исполнительной власти для достижения единой цели – создания благоприятных условий для комплексного развития и обеспечения жизнедеятельности детей.

34. Федеральные целевые программы по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998–2000 годы», в их числе: «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Развитие Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан», «Дети Севера», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Безопасное материнство», «Развитие индустрии детского питания». Указом Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 15 января 1998 г. №29 указанные программы объединены в программу «Дети России», которой присвоен статус президентской.

35. Свидетельством приоритетности решения проблем детства является увеличение финансирования программ при полном его реальном обеспечении. Если в 1998 г. на 100% была профинансирована только программа «Одаренные дети», то уже по итогам 1999 г. в полном объеме профинансированы практически все федеральные целевые программы. В 2000 г. президентская программа «Дети России», включая объединенные в ее составе федеральные целевые программы, профинансирована полностью. В целом объем финансирования по сравнению с 1998 г. в 2000 г. увеличился почти в 2,2 раза (694,7 млн. руб. и 1492,68 млн. руб. соответственно).

36. По окончании срока действия программы «Дети России» постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. утверждены 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей на 2001–2002 гг. Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 2001 г. №1328 четыре из них получили статус президентских («Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). При этом финансирование программ, утвержденных на 2001–2002 гг., было предусмотрено в существенно большем объеме. Бюджетом 2001 г. затраты на реализацию программы «Дети России» в целом увеличены по сравнению с 2000 г. на 23,4%, в том числе на программу «Развитие социального обслуживания семьи и детей» – на 41,6%, «Безопасное материнство» – на 40,3%, «Дети-инвалиды» – на 28,8%, «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» – на 26%, «Дети-сироты» – на 20,2%. В 2001 г. программы профинансированы полностью, кроме того на реализацию программ выделены сверхплановые средства из дополнительных доходов бюджета. В результате программа «Дети-инвалиды» была в 2001 г. профинансирована в объемах, в 3 раза превышающих уровень 2000 г., а программы «Развитие социального обеспечения семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» – в 2,2 раза. Полное финансирование указанных программ обеспечено и за 9 месяцев 2002 г.

37. Для обеспечения последовательного целевого финансирования решения наиболее острых проблем детства на программно-целевой основе постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. №732 утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2003–2006 гг. в составе подпрограмм «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды». Несмотря на изменение конфигурации программы, в федеральном бюджете на 2003 г. объем средств на ее реализацию сохранился практически на уровне 2002 г.

38. Увеличено финансирование программ в области образования, охраны здоровья. Объем финансирования федеральных целевых программ в области образования в 2002 г. увеличен по сравнению с предыдущим годом более чем в 2 раза и составляет 4,5 млрд. руб. (в 2001 г. – 2,1 млрд. руб.).

39. Последовательно увеличивается объем средств, выделяемых из федерального бюджета на организацию отдыха и оздоровления детей (в 1998 г. – 110,6 млн. руб., в 1999 г. – 321,2 млн. руб., в 2000 г. – 532 млн. руб., в 2001 г. – 1151,2 млн. руб.).

40. Средства федерального бюджета на проведение политики в интересах детей дополняются средствами бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов. Так, Фонд социального страхования Российской Федерации участвует в финансировании оздоровления детей работающих граждан и детей, нуждающихся в особой защите государства, ежегодно увеличивая расходы средств обязательного социального страхования на эти цели: в 1998 г. из средств обязательного социального страхования израсходованы 2,2 млрд. руб., в 1999 г . – 4,02 млрд. руб., в 2000 г. – 7,16 млрд. руб., в 2001 г. – 9,68 млрд. руб. В том числе для детей, нуждающихся в особой защите государства, в 1998 г. израсходованы 52,9 млн. руб., в 1999 г. – 242,8 млн. руб., в 2000 г. – 672,7 млн. руб., в 2001 г. – 787 млн. руб. (см. также пункт 62 Второго периодического доклада).

41. В соответствии с Заключительными замечаниями Комитета по правам ребенка на Второй периодический доклад Правительство Российской Федерации принимало меры по изысканию новых решений бюджетных проблем для обеспечения выплаты пособий на детей, погашения задолженности, защиты наиболее уязвимых групп.

42. С введением в 1999 г. адресности выплаты ежемесячного пособия на ребенка и установления в 2001 г. федерального финансирования пособия обеспечены своевременная выплата пособий наиболее социально уязвимым семьям с детьми, а также последовательное погашение задолженности по выплате пособия. В результате к ноябрю 2002 г. сумма задолженности сократилась до 11,7 млрд. руб. с 30,3 млрд. руб. в 1999 г. Полное погашение задолженности планируется осуществить до конца 2003 г.

43. Увеличение средств на проведение политики в интересах детей сопровождается повышением контроля за их целевым и эффективным использованием на основе конкурсного механизма реализации программ, строгого финансового контроля в системе государственного казначейства.

44. Привлечению общественного внимания к проблеме улучшения положения детей и обеспечения их прав и интересов содействовало провозглашение 2001 г. Годом ребенка. Улучшение положения детей, прежде всего наиболее острые проблемы в этой области, находятся в сфере постоянного внимания Президента и Правительства Российской Федерации. Непосредственно Президентом был дан импульс усилению борьбы с безнадзорностью детей.

45. Свидетельством внимания Президента к мерам помощи детям является награждение государственными наградами родителей-воспитателей семейных детских домов, многодетных матерей и отцов, выделение из резервного фонда Президента средств для помощи детским домам для детей-сирот, детским домам и реабилитационным центрам для детей-инвалидов, специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

46. Совет безопасности при Президенте Российской Федерации регулярно рассматривает вопросы борьбы с наркоманией, безнадзорностью, снижения уровня бедности семей с детьми. Правительством Российской Федерации в период 1999–2002 гг. дважды рассматривались такие вопросы, как борьба с беспризорностью детей; положение детей-сирот; эффективность реализации и продление действия федеральных целевых программ по улучшению положения детей; борьба с наихудшими формами детского труда и ратификации соответствующей конвенции.

47. Развивается практика проведения парламентских слушаний по проблемам положения детей с участием различных субъектов гражданского общества. Так, за период 1998–2002 гг. в рамках парламентских слушаний обсуждались вопросы противостояния наркомании среди детей и молодежи, сексуальной эксплуатации детей, выплаты пособий семьям с детьми, выполнения программы «Дети России» и др.

48. Расширяется обсуждение положения детей и мер по его улучшению в рамках международных, национальных, региональных и профессиональных конференций, различных семинаров с широким участием в них государственных и неправительственных организаций федерального уровня и субъектов Российской Федерации, международных экспертов, самих детей. В ознаменование десятилетия принятия Конвенции о правах ребенка такие конференции прошли повсеместно. В 2001 г. состоялся очередной Всероссийский съезд педиатров. Для выработки модели работы уполномоченного по правам ребенка с 1998 г. ежегодно проводятся семинары по различным аспектам становления этого института в России. По инициативе общественных организаций в 2001 г. состоялся Второй российский конгресс «Мир семьи», в котором приняло участие около 800 представителей более 40 регионов России. По итогам состоявшейся в Москве в апреле 2002 г. конференции «Взаимодействие государственных и общественных структур в реализации национальной стратегии борьбы с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации» принято решение о создании общественного совета по проблемам ВИЧ/СПИДа как координационно-консультативного органа, состоящего из представителей государственных структур, фондов и общественных организаций. Возрастает гражданская активность детей и молодежи: по инициативе общероссийской общественной организации «Молодежное единство» в 2002 г. проведен Конгресс юных граждан России под девизом «Я нужен России». Результатом проведения конгресса явилась активная деятельность участников по созданию банка детских социальных инициатив, которые дети и подростки смогут реализовать в своих регионах.

49. Все более значимым для реализации политики в интересах детей на основе Конвенции о правах ребенка становится взаимодействие государственных органов власти с общественными объединениями, неправительственными организациями, которое осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. На декабрь 2002 г. в Министерстве юстиции России зарегистрированы 120 общественных объединений (в 1997 г. – 38 организаций), имеющих международный или общероссийский статус, основная деятельность которых связана с решением проблем детства.

50. Повсеместно в регионах и на местах действуют общественные организации, которые реализуют – самостоятельно или при поддержке государственных органов власти или местного самоуправления – программы, нацеленные на развитие защиты детей, оказание им необходимой помощи и поддержки, включая работу по профилактике наркомании, правовому просвещению, материальной помощи бедным семьям, борьбе с беспризорностью детей, работу с детьми-инвалидами. Важно, что их деятельность сосредоточена в основном по месту жительства семей с детьми, в результате чего она проводится эффективно и своевременно.

51. В прошедшее пятилетие началось развитие волонтерского движения, участники которого на безвозмездной основе ведут работу на улице среди беспризорных детей, детей, употребляющих наркотики, консультируют детей и их родителей по различным вопросам, помогают в уходе и реабилитации детей-инвалидов в домах-интернатах.

52. Традиционно сохраняется тесное взаимодействие государственных органов с профессиональными союзами, Российским детским фондом, Российским обществом Красного Креста, Федерацией детских организаций (см. пункт 50 Второго периодического доклада).

53. В обществе складывается широкая коалиция некоммерческих неправительственных организаций, действующих в интересах детей, что было подтверждено на состоявшейся в марте 2001 г. I Всероссийской конференции неправительственных организаций «Гражданское общество – детям России», в которой приняли участие представители более 1000 общественных организаций из всех субъектов Российской Федерации. Потенциал и опыт неправительственных организаций востребован органами власти. В 2001 г. НПО участвовали наряду с представителями федеральных органов власти как равноправные партнеры в Гражданском форуме, где обсуждались острейшие социальные проблемы современного этапа развития России, в том числе проблемы становления ювенальной юстиции, развития образования, форм и методов социальной защиты детей. По итогам работы форума представители НПО вошли в состав консультативных органов и рабочих групп по различным проблемам детства при Правительстве Российской Федерации и федеральных министерствах.
54. За отчетный период программно-целевой подход стал одним из основных методов решения наиболее важных социальных проблем, включая проблемы улучшения положения детей. Наряду с программой «Дети России» в отчетный период выполнялись федеральные целевые программы «Анти-ВИЧ/СПИД», «Вакцинопрофилактика», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002–2004 годы» и др. В состав программы «Молодежь России» включены подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации», «Молодая семья». В 2002 г. утверждена и реализуется федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002–2006 годы)» включающая подпрограммы «О мерах предупреждения заболеваний, передаваемых половым путем», «Вакцинопрофилактика», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» («Анти-ВИЧ/СПИД») и др. Это свидетельствует о последовательности и преемственности политики в интересах детей, поскольку стоящие задачи могут быть решены в результате долгосрочных усилий. Практика разработки целевых программ по проблемам детства широко используется в субъектах Российской Федерации.

55. В период 1998–2002 гг. продолжалось развитие международного сотрудничества России, направленного на содействие осуществлению целей Конвенции. Укреплялось и осуществлялось в большинстве случаев на программной основе взаимодействие с ЮНИСЕФ, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, УВКБ, ПРООН, Всемирным банком, Советом Европы и другими международными организациями. Процесс интеграции России в мировое сообщество, прежде всего вступление в Совет Европы, оказал позитивное воздействие на совершенствование политики по имплементации норм Конвенции в российское законодательство и практику с учетом европейских конвенций, Европейской социальной хартии и других международных правовых документов.

56. Продолжалась работа по популяризации положений Конвенции о правах ребенка среди детей и взрослых. Издан и широко распространен сборник материалов, включающий Второй периодический доклад и все материалы к нему, ответы на дополнительные вопросы и Заключительные замечания. Также в сборник включены текст Конвенции и Руководство по форме и содержанию периодических докладов. В 2001 г. осуществлено второе, переработанное и дополненное, издание сборника российского законодательства, обеспечивающего выполнение Конвенции, Национального доклада Российской Федерации к специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей.

57. Продолжается, теперь уже на основе закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ежегодное издание Государственного доклада о положении детей в Российской Федерации. Одновременно в субъектах Российской Федерации осуществляется подготовка и выпуск ежегодных региональных докладов по положению детей.

58. Популяризация основных положений Конвенции в отчетный период все больше осуществлялась на уровне субъектов Российской Федерации, особенно активно в регионах, учредивших должность уполномоченного по правам ребенка. Издаются адаптированные для детей изложения положений Конвенции, проводятся телепередачи, развивающие игры и диспуты для детей разных возрастов, в том числе воспитывающихся в различных учреждениях.

59. Подготовка настоящего доклада была организована Межведомственной комиссией по координации работ, связанных с выполнением Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В работе принимал участие широкий круг специалистов, представляющих министерства труда и социального развития, образования, внутренних дел, юстиции, экономики, иностранных дел, статистики и других, научные и общественные организации. К разработке доклада привлекались независимые эксперты из числа специалистов в области прав ребенка, ювенальной юстиции, охраны здоровья. Проект доклада обсуждался на Межведомственной комиссии, а также на «круглом столе» с участием представителей научных и общественных организаций. В ходе подготовки доклада использовались данные государственной статистики, информационно-аналитические материалы федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специальных исследований.

60. Как и два предыдущих доклада, настоящий доклад планируется выпустить отдельным изданием в целях широкого информирования общественности о проблемах реализации прав детей. Будут осуществлены дополнительные меры популяризации доклада, включая его размещение в Интернете.


III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕБЕНКА
(статья 1)


61. Положения, касающиеся определения ребенка в соответствии со ст. 1 Конвенции, представлены в пунктах 71–73 Периодического доклада о реализации Конвенции о правах ребенка в 1993–1997 годах.

62. За отчетный период Трудовым кодексом (2001 г.) повышен минимальный возраст приема на работу с 15 до 16 лет. Введен запрет на розничную продажу табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет (ст. 1 Федерального закона «Об ограничении курения табака»). Половые сношения лицá, достигшего возраста 18 лет, с лицом, заведомо не достигшим 14 лет, уголовно наказуемы (ст. 134 Уголовного кодекса Российской Федерации). Государственной Думой 26 июля 2002 г. принят в первом чтении Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», согласно которому возраст половой неприкосновенности повышен с 14 до 16 лет.


IV. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ А. Недискриминация (статья 2)

63. Законодательство Российской Федерации не содержит дискриминационных по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам. (См. также пункты 74–87 Второго периодического доклада)

64. Российская Федерация является участницей Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. (подписана в 1966 г., ратифицирована в 1969 г.). 18 июня 1998 г. Российская Федерация ратифицировала разработанную Советом Европы Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, а 4 ноября 2000 г. подписала Протокол №12 (о недискриминации) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. 8 мая 2001 г. Российская Федерация подписала Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

65. Приняты нормативные правовые акты по вопросам

 
Наверх Вернуться Версия для печати
 
©, 2007 г. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.