Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации

Главная Написать письмо Карта сайта English    

Доклады

 

Доклады участников Международной детской конференции «Дети – граждане России: настоящее и будущее» (24.04.2012 г., Москва, Центральный Дом журналиста)

Участники конференции – воспитанники и выпускники детских домов и школ-интернатов Москвы, Московской, Рязанской, Тульской областей, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Украины.
Конференция состоялась при участии и поддержке Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве в рамках проекта «Голос ребенка» Благотворительного Фонда «Женщины и дети прежде всего». Проект «Голос ребенка» направлен на:
защиту интересов и реализацию прав детей-сирот,
обеспечение детям возможности развивать свой потенциал, играть активную роль в жизни общества,
расширение круга общения ребенка,
организацию взаимодействия ребенка и общества,
привлечение общественного внимания к проблемам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Доклад учащейся 10 класса Рыбновской средней школы-интерната Риты Шамионовой

Права и обязанности воспитанника Рыбновской средней школы-интерната. Социологический опрос

В ноябре 2006 года во время проведения месячника права старшеклассники нашей школы под руководством учителя обществознания решили выяснить следующее:
Что знают наши воспитанники о своих правах и обязанностях? Как соблюдаются права воспитанников в Рыбновской школе-интернате?

Прежде чем приступить к проведению опроса, мы составили анкету - опросник. Для этого мы определили цели опроса. Такими проблемами стали: осведомленность детей о своих правах и обязанностях и качество соблюдения прав воспитанников интерната.

Следующий шаг – определение круга лиц, которых необходимо опросить по данной проблеме. Мы решили, что отвечать на наши вопросы смогут воспитанники старших классов, а так же к ответам на эти вопросы можно привлечь бывших воспитанников и работников интерната. Для получения ответов, правильности которых можно доверять, ученые считают, что необходимо опросить 10 % от общего числа опрашиваемой группы. Если учащихся РСШИ от 1 до 11 класса – 120 человек, то выборка должна составить не менее 12 человек. Для чистоты эксперимента мы увеличили выборку до 30 %. Опросили 37 человек, в основном это – старшеклассники.

Главным условием получения правдивых ответов была анонимность исследования. Это подчеркивалось в самом начале анкеты, где говорилось следующее: Дорогой друг! Мы приглашаем Вас принять участие в социологическом опросе, который поможет составить общее представление о том, как школьники и взрослые относятся к правам и обязанностям воспитанников РСШИ. Анкету подписывать не надо.
Ваше мнение очень важно для нас.

В ноябре 2012 года в Рыбновской средней школе-интернате был проведен социологический опрос по теме «Права и обязанности воспитанника Рыбновской средней школы-интерната». В опросе приняли участие 37человек. Возраст опрашиваемых распределился следующим образом: 16 человек (43 %) от 14 до 15 лет, 8 человек (22 %) 16-18 лет, 3 человека (8 %) 18-20 лет, 10 человек (27%) старше 20 лет. Таким образом, вы видим, что основная часть опрашиваемых – это старшеклассники, но еще здесь присутствуют выпускники и работники РСШИ.

Ответы на вопрос: «Какие три самые важные проблемы стоят перед воспитанниками нашего интерната» распределились следующим образом:
На первом месте - получение образования 18 человек ( 49 %).
На втором месте – необходимость борьбы с вредными привычками – 15 чел. (41 %),
На третьем – умение адаптироваться, принимать самостоятельные решения – 9 (24%),
Далее идут: проблемы с жильем – 7чел. (19 %), необходимость соблюдать режим дня – 7 чел. (19 %), деньги – 4 (11 %), здоровье – 3 чел. (8 %), досуг воспитанников – 3 (8%), поиск работы – 3 (8%).

На вопрос «Как Вы считаете, что важнее - исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав» ответы распределились след. Образом: 34 человека (92 %) ответили, что и то, и другое одинаково важно, 3 человека (8 %), считают, что важнее исполнять свои права, отрадно, что ни один из опрошенных, не посчитал, что важнее требовать соблюдения своих прав.

Далее шел вопрос: «Какие права и обязанности воспитанника наиболее важны?» Прежде чем дать информацию об ответах необходимо дать небольшую справку. Права человека и гражданина составляют систему гражданских (личных), политических, экономических, социальных, культурных, экологических прав.

Гражданские права– это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, на равенство перед законом и судом, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др. (статьи 19–25, 45–54, 60, 62 Конституции РФ).

Политические права обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны: право избирать и быть выбранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, совести, мирных собраний, право направлять личные и коллективные обращения в органы власти (статья 28-33, 63 Конституции РФ).

Экономические права – это узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силы, предметами потребления: право быть собственником, право наследования, право на труд, на свободный выбор профессии и рода занятий, на отпуск, на защиту от безработицы (статья 34-37 Конституции РФ).

Социальные права – это права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; право на жилище; право на образование и др. (статья 38-43 Конституции РФ).

Культурные права обеспечивают возможность духовного развития и самореализации личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободы творчества; право на культурную самобытность (статья 26-44 Конституции РФ).

Во второй половине 20 в. появилась новая группа прав – экономические, вызванная к жизни противоречиями научно-технической революции (статья 42 Конституции закрепила право на благоприятную окружающую среду).

Среди прав наиболее важных для воспитанников РСШИ ребята выделили право на образование – 10 человек (27 %), право на труд – 8 (22 %), право на здоровье – 6 (16 %), на жизнь – 3 (8 %), на жилье – 3(8 %), на отдых – 3(8%).

Самыми важными обязанностями ребята считают для себя - «закончить школу» - 12 человек (32 %), соблюдать режим – 10 (27 %), исполнять законы – 8 (22%), соблюдать права других – 7 (19 %), участвовать в выборах – 5 (14 %), быть достойными гражданами своей страны – 4 (11 %). 1 человек написал, что у него «нет никаких обязанностей».

Следующий вопрос был «Как Вы считаете, исполняют ли свои обязанности воспитанники нашего интерната?». Ответы распределились следующим образом:
14 человек (38 %)затруднились ответить
10 чел. (27 %) посчитали, что чаще всего исполняют
9 чел. (24 %), думают, что выполняют редко
3 человека (8%) ответили, что воспитанники интерната выполнят свои обязанности всегда или почти всегда,
1 чел (3 %) посчитал, что обязанности не исполняются воспитанниками никогда или почти никогда.

Далее шли ответы на вопрос: Какие обязанности не исполняются воспитанниками в интернате чаще всего?» На первом месте оказалось соблюдение режима – 11 человек (30 %), далее – учеба( прогулы, невыполнение домашнего задания) – 7 чел. (19 %), отношения со взрослыми – 5чел. (14 %), уборка территории – 4 чел. (11 %), курение – 4 (11 %), самовольные уходы – 2 (6 %), употребление спиртного – 2 (6 %), затруднились с ответом – 3 чел.(8%)

На вопрос: соблюдается ли, на Ваш взгляд, права воспитанников в интернате?» ответы распределились следующим образом:
Чаще всего исполняются – 16 чел. (43 %),
Исполняют всегда или почти всегда – 9 (24 %),
Редко исполняют – 9 (24 %),
Затрудняюсь ответить – 3 (8 %),
Не исполняют никогда или почти никогда – 0.

На вопрос «Кем нарушаются права?» были даны ответы – воспитанниками – 23 человека (62 %), сотрудниками – 10 (27 %), родителями – 3 (8%).

На вопрос «Какие именно права нарушаются?» ответы были следующие:
Несоблюдение режима – 11 человек (30 %), незаслуженное оскорбление детей – 5 (14 %), грубое обращение воспитанников со взрослыми – 5 (14 %), курение – 3 (8 %), старшие воспитанники обижают младших – 2 (6 %).

Далее шел вопрос «Куда бы Вы обратились при нарушении Ваших прав?». Ответы были следующие :
Директор – 18 (49 %),
Органы опеки и попечительства – 7 (20 %),
Воспитатели, учителя – 5 (14 %),
Суд – 5 (14 %),
Облоно, милиция, прокуратура – 3 (8 %),
Затруднились с ответом – 3 (8 %),
Никуда – 1 (3 %),
Сам все решу – 1 (3 %).

В результате проведенного опроса можно сделать некоторые предварительные выводы, а именно:
В число важнейших проблем воспитанников РСШИ попали вопросы образования, борьбы с вредными привычками и социализация в обществе.
Вопросы получения жилья, которые являются наиболее болезненными и острыми для большинства выпускников школ-интернатов в рейтинге стоят на 4 месте в силу того, что задумываться о жилье воспитанники начинают только перед выходом из школы-интерната и в общем количестве опрошенных воспитанников выпускники составляют меньшинство.
Воспитанники школы-интерната показали неплохое знание своих прав и обязанностей.
Достаточно критично они отнесли к тому, как они сами исполняют свои обязанности.
В числе нарушителей своих прав на первое место они поставили самих себя.
Ребята знают правоохранительные структуры, куда можно обращаться за восстановлением своих прав, однако более значимыми для них все-таки остаются люди, которые рядом, а именно – директор РСШИ, воспитатели и учителя.

Общий вывод по проведенному социологическому опросу можно сделать следующий: Воспитанники РСШИ знают и в целом выполняют свои обязанности. С другой стороны, права детей в РСШИ в общем и целом соблюдаются. Об этой говорит тот факт, что из всего множества предложенных ответов на вопрос «Соблюдаются ли права воспитанников в интернате?» Ответ «не соблюдаются никогда или почти никогда» не был выбран ни одним респондентом (отвечающим).

Голос ребенка
Из выступлений учащихся школы-интерната №60 (г. Санкт-Петербург)

Андрей

Я в 9 классе, мне 17 лет. У меня были проблемы с родителями, поэтому я так поздно пошел учиться. Конечно, жалко, но что делать, учиться надо. Еще я считаю, что попал в интернат не по вине своих родителей. А получилось так, что их не стало. Насчет интерната. Меня здесь устраивает. Большое спасибо интернату за то, что я не как простые дети сейчас домашние гуляю, даже одеться не на что. Я здесь обут, накормлен. И я этому рад.

На самом деле хотелось бы, чтобы все дети были в семьях. Есть законы, что если рождаются дети, то делают тебе стипендию, чтобы содержались дети. Потому что это важно для государства, поскольку должен подниматься процент рождаемости. Мне бы хотелось, чтобы сделали также. Если в семье проблемы, если мать с отцом не могут содержать ребенка, то чтобы семье помогали, чтобы ребенок мог остаться в семье. Потому что на самом деле многим тяжело. Хоть они этого и не показывают. Но тяжело жить одному, без матери и отца. Еще бы хотелось, чтобы не разлучали сестер и братьев, потому что они родные, они должны быть всегда вместе.

Что еще сказать? Мечтаю я закончить школу нормально, как смогу, что в моих силах. И дальше потихонечку добиваться своей цели. А моя цель – это создать семью благополучную, но для этого надо хорошо работать. И, конечно же, учеба, семья, работа. А потом уже не знаю, как получится.

Георгий

Меня зовут Георгий, я учусь в 9 классе. Собираюсь его закончить и пойти в 10-ый и так далее. Волнует учеба, что мне делать дальше. Сколько вот живу, я не знаю, куда мне дальше поступать. Это очень старый вопрос. Потому что те дети, которые живут в семьях домашних, у них очень большой выбор, они могут пойти в любое учебное заведение. У них нет запретов. Деньги есть, жилье есть, а у нас нет жилья. Это нужно договариваться с директорами всякими.

Эта проблема меня очень долго волнует. Нам дают книги всяких профессиональных училищ, и сиди, целый день читай. Выбрал что-нибудь, а тебе говорят, что нельзя, нужно платить или негде жить. Поэтому есть, но очень плохие заведения для детей-сирот. Я бы хотел, чтобы у меня был хороший выбор. Я бы хотел, чтобы все дети детских домов и интернатов жили счастливо и не теряли надежду на лучшее.

Анатолий

Меня зовут Анатолий. Мне 18 лет. В интернате я уже 7 год. Занимаюсь в духовом оркестре уже тоже 7-ой год. После этого года я поступаю в судо-механический колледж. Собираюсь его закончить также как и школу на 4 и 5. Дальше хочу поступить в институт и учиться и жить дальше. Я жил в приюте 2 года. Там, в приюте, лучше отношения. Там живут дети. Они разных возрастов, как и здесь. Но там меньше народу, меньше суеты. Там не так как здесь. Там в группе 2 воспитателя, а в группе 8-10 человек. Там легче. А дома я жил до 11 лет, до 10. Не все хорошо было, поэтому я и попал сюда. Выводов очень много, всех не сказать. Но я понял: не повторять ошибок своих родителей.

Хочу пожелать нашим взрослым, которые работают в нашем интернате, чтобы они не так сильно реагировали на нас. Потому что многие еще дети, и, как я понял, многим здесь не понятно, что надо учиться, что надо всего добиваться самому. Что если ты не хочешь, то тебе никто не поможет. Надо стараться, своими усилиями всего добиваться. Жизнь она показывает все.


Анастасия

Меня зовут Настя, я учусь в 9 «б» классе, мне 14 лет. Проживаю в интернате уже 4 года. Попала я сюда, потому что у меня мама пила. Сначала в приют, потом сюда приехала.

Мне кажется, что лучше, чтобы ребенок жил дома, с родителями, по - крайней мере. Здесь условия иные. Здесь много людей, более часто случаются конфликты между детьми. У нас класс дружный, под конец уже 9 класс - выпускной, мы становимся не очень уже дружными. Мне кажется, проблема в наше стране, что детям не хватает заботы, семьи. Очень хочется иметь семью. У меня родители в Америке, законы какие-то там принимаются. Я не знаю, получится ли мне жить в семье или нет. Вообще хотелось бы пожелать, чтобы у всех детей были семьи.

Александр

Я учусь в 8 «а» классе. В интернате с первого класса. Собираюсь учиться до 11 класса. И поступать в университет МВД.

Очень волнует проблема того, как живут и учатся дети в интернате. Многие в сложный период - 7, 8, 9 классы - начинают бросать учебу, плевать на все, уходить в ПТУ. С пятого класса начинают курить, все бросают. Вся проблема в том, что детям недостаточно внимания уделяют. Потому что в домашней семье есть мама и папа, и 1-2 ребенка. И они могут достаточно внимания уделять им.

А в интернате, в классе может быть от 8 до 30 человек. А воспитатель всего один. Поэтому он не может за всеми уследить, всем рассказать о мире. Поэтому дети становятся на кривую дорожку и ломают себе жизнь.

Я бы хотел, чтобы в интернатах стало меньше детей, чтобы они не попадали туда. Например: неблагополучная семья, начинают пить и семья разрушается. Ребенок в итоге попадает в интернат. Я бы хотел, чтобы этого не происходило. Чтобы государство сразу обращало внимание на такие семьи, и детей отдавали в благополучные семьи, можно даже заграницу, но чтобы был ребенок счастлив там. Чтобы ему дали образование, а не чтобы он пошел строителем работать.


Доклад учащейся 10 класса Рыбновской средней школы-интерната Светы Смолкиной
Рязанские правозащитные организации

В своей жизни мне и моим друзьям пришлось столкнуться с работой правозащитных структур, многие люди из этих организаций оказывают шефскую помощь нашему детскому дому, мы дружим с Рязанской таможней, с Академией права и управления ФСИН, Московским университетом МВД России, с правозащитными организациями г. Рязани. Именно работе правозащитных организаций я и хочу посвятить свой доклад.

Началом открытого (легального) периода деятельности правозащитного движения в Рязанской области России можно считать 1989-90 годы. Из сложившегося к тому времени общедемократического движения стала выделяться группа активистов, объединившая бывших политических заключенных; людей, близких в 70-е годы к советским диссидентам, независимых журналистов, историков, инженеров, рабочих и т.д. Ими были основаны независимые издания "Апрельский ветер", "Улица Свободы", рязанский корпункт газеты "СоДействие", затем ставшие объединенной редакцией независимой газеты "Рязанский вестник"; открыт филиал независимой библиотеки неподцензурной литературы, было налажено изготовление и распространение листовок. Эта группа региональных активистов в конце 1989 года основала Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал".
Рязанский "Мемориал" стал центром правозащитных инициатив в регионе. Три члена правления "Мемориала" стали депутатами рязанского городского совета, выступили организаторами создания депутатской комиссии по свободе слова и реабилитации жертв репрессий. Один член правления рязанского "Мемориала" стал депутатом Верховного Совета России. Были налажены контакты с аналогичными организациями других регионов СССР и международными правозащитными организациями. В 1990-1992 годах в большинстве районов Рязанской области начали работать представители общества "Мемориал". В это же время начала создаваться региональная Ассоциация жертв политических репрессий. В 1992 году редакцией газеты "Рязанский вестник" и рязанским "Мемориалом" был основан Российский независимый исторический и правозащитный журнал "Карта".
В эти годы был реализован целый ряд региональных, общероссийских и международных проектов. В области было создано Общество защиты прав потребителей (Рязанская единая ассоциация защиты прав потребителей "Человек" (РЕАП "Человек"). С 1992 года в Рязани начинает работу областная общественная приемная по правам человека и Рязанская инициативная группа за выполнение Хельсинкских соглашений.
При активном участии местных правозащитников начинается преподавание курса прав человека в Рязанском Свободном Лицее. Создается региональная Школа прав человека.
С 1997 года в области, под эгидой "Мемориала", начал работу Консультационный пункт по правам беженцев и вынужденных переселенцев.
В 2000 году в Рязанской области, при содействии "Мемориала", начали свою работу две новые правозащитные организации: "За отмену воинской повинности" и Комитет солдатских матерей.
В 1998-2001г.г. Рязанский "Мемориал" активно развивал программы преподавания прав человека для молодежных активистов и школьников, в частности проекты Рязанской Школы прав человека, молодежного летнего правового лагеря "Гражданин мира", конкурсы творческих работ для школьников по правам и свободам человека и истории России в ХХ веке.
В 2002-2004г.г. Рязанский "Мемориал" совместно с Международным "Мемориалом" реализовывал крупный проект, направленный на активизацию в регионе антивоенной деятельности против войны в Чечне. Ключевые роли в этом проекте играли молодые члены Рязанского "Мемориала", которые играют в организации все более значимую роль.
В 2003-2005 г.г. Рязанский "Мемориал" участвует в международной программе обучения молодых юристов технике подготовке дел для рассмотрения в Европейском Суде по правам человека (в Страсбурге). С помощью молодых юристов Рязанского "Мемориала" уже подготовлено и направлено в Европейский Суд несколько дел граждан региона.
К очевидным проблемам правозащитного движения в регионе следует, в первую очередь, отнести его малочисленность и недостаточную специализацию правозащитных организаций. Региональное движение остро нуждается в создании специализированных неправительственных организаций, занимающихся отдельными аспектами защиты прав человека (защита свободы слова; защита прав военнослужащих срочной службы и членов их семей; защита прав заключенных, защита прав детей, защита прав пациентов психиатрических клиник и специальных интернатов и т. п.).
О деятельности правозащитных организаций г. Рязани мы знаем не понаслышке. В нашу школу-интернат приезжали представители созданного «Мемориалом» комитета солдатских матерей. Они посетили уроки, познакомились с жизнью наших воспитанников , подружились с 3-й семьей. В наших планах продолжить знакомство с отделениями «Мемориала» и ближе узнать о работе общества по защите прав потребителей. В 2004 году Рыбновская средняя школа-интернат познакомилась с Рязанской школой прав человека, мы ездили на экскурсию в эту школу, познакомились с ребятами, которые занимаются в этой школе, а еще представители этой школы проводили с воспитанниками школы-интерната тренинговые занятия по правам человека.
В зрелых демократических государствах национальный (государственный) правозащитный институт, носящий разные названия - уполномоченный по правам человека, омбудсман, защитник народа и так далее - выполняет прежде всего функции контроля за деятельностью государственной администрации и защиты граждан от административного произвола.

Институт Уполномоченного по правам человека включает в себя: Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Право на создание института Уполномоченного по правам человека в субъектах федерации до сих пор реализовано менее чем в половине субъектов России, а именно в 37 субъектах Российской Федерации (на июнь 2006 г.).

В Рязанской области также отсутствует должность Уполномоченного по правам человека по Рязанской области. Хотя необходимость в этой должности существует.
1. По данным Европейского союза Рязанская область входит в тройку регионов России, где самый высокий показатель недоверия Правительству, что вызывает особую озабоченность со стороны общественности и жителей региона. В этой связи Евросоюз реализовывает финансовую программу на территории Рязанской области, а именно, при содействии ЕС осуществляется информационная программа «Слушается дело» в целях правового просвещения жителей Рязанской области и информирования населения о способах и методах защиты их прав.

2. По неофициальным сведениям, полученных от адвокатов и правозащитников Рязанской области, общее количество поданных жалоб в Европейский суд по правам человека в 2006 году от жителей Рязанской области против Российской Федерации составляет не менее 200.

3. Статистика распределения жалоб и обращений по регионам России, ведущаяся в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ, показывает, что в среднем ежегодно от жителей Рязанской области поступает 16, 1% (из расчета на 1000 человек), этот показатель выше среднего уровня по России (14,1%).

4. Отсутствие в Рязанской области Конституционного (Уставного) Суда, комиссии по правам человека при Рязанской областной Думе.
5. Отсутствие единой всесторонне разработанной концепции защиты прав и свобод человека. Появление региональных особенностей в сфере нарушения прав человека, форм и методов защиты, что недопустимо.

6. Характерной чертой современного российского общества является неготовность рассматривать судебную систему как средство защиты прав человека. Жители Рязанской области в случае нарушения их прав во многих случаях предпочитают не обращаться в суд, боясь волокиты и бюрократизма, почти не надеясь добиться там истины.

7. Обращения, рассматриваемые Уполномоченным, как правило, носят наиболее сложные юридические вопросы, требующие значительных усилий по их разрешению. Тем самым учреждение данного института позволило бы жителям Рязанской области наиболее эффективно восстановить нарушенные права.

Таким образом, институт внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина – Уполномоченный по правам человека в Рязанской области - может дополнить существующий механизм и способствовать комплексному решению проблем отраженных в данном докладе.

Несмотря на то, что Рязанской области отсутствует Уполномоченный по правам человека, однако с 1 ноября 2003 года работает Общественная приемная Аппарата Уполномоченного по правам человека Российской Федерации по Рязанской области, где оказывается бесплатная юридическая помощь, по многим вопросам выполняющая функции социальной адвокатуры.
Всестороннюю поддержку Общественной приемной Аппарата Уполномоченного по правам человека Российской Федерации по Рязанской области оказывает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его аппарат. Прием граждан в Общественной приемной Аппарата Уполномоченного по правам человека Российской Федерации по Рязанской области осуществляют преподаватели и сотрудники Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (Рязанское региональное отделение), Рязанского филиала Академии права и управления Российского Совета ветеранов ОВД и ВВ, а так же студенты старших курсов юридического факультета Рязанского филиала Академии права и управления Российского Совета ветеранов ОВД и ВВ.
Совместно с Общественной приемной Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по Рязанской области работает Студенческий оперативный отряд «Мангуст» имени героя России А.В. Родина, расположенный на базе Рязанского филиала Академии права и управления Российского совета ветеранов ОВД и ВВ.

Отряд работает в тесном контакте с УВД Рязанской области, помогает в проведение рейдов по выявлению ранее неизвестных криминогенных территориальных зон и вероятных мест совершения правонарушений несовершеннолетними. Члены отряда организуют постоянную психолого-педагогическое и юридическое сопровождение как несовершеннолетних, так и их родителей, вплоть до участия в судах.

Так, гражданка З. через отряд «Мангуст» обратилась в Общественную приемную, муж которой погиб, и она осталась одна с тремя детьми без средств к существованию, без жилплощади. Органы социальной опеки пытались вмешаться в ситуацию и взять под свой патронаж детей. Сотрудники Общественной приемной разъяснили женщине её права и совместно с отрядом «Мангуст» нашли приемлемый выход из положения: помогли оформить пенсию по потере кормильца, решить жилищный вопрос З. с её тремя несовершеннолетними детьми, трудоустроиться З., определить детей на учебу.

Больше всего в Общественную приемную Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ по Рязанской области поступило жалоб с просьбой защитить гражданские (личные) права граждан – 81,4%. В этой группе жалоб преобладающими являются обращения с просьбами оказать содействие в пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу, по проблемам судебной реформы, судопроизводства, жалобы по общим вопросам охраны общественного порядка и общественной безопасности (жалоб на действия работников милиции, на нарушения в ходе дознания и предварительного следствия), жалобы на оказание неквалифицированной юридической помощи со стороны адвокатов.
Следующей по численности стала группа жалоб по проблемам защиты социальных прав человека – 17%. Преобладающими в этой группе стали обращения, связанные с защитой прав человека на жилище, на достойные условия жизни, по проблемам признания права собственности на жилое помещение. Практически каждое третье обращение связано с постановкой на жилищный учет, предоставления жилья, жалоб, связанных с вопросами нарушений прав на пенсионное обеспечение, получение пособий, льгот для инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих и членов их семей.

По тематике дел наибольшее количество обращений по гражданскому и жилищному праву, гражданскому и уголовному судопроизводству, праву социального обеспечения.

Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы. Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Но порой государственные органы не могут или не хотят всесторонне защищать права граждан и тогда на помощь простому человеку могут прийти правозащитные организации.
Правозащитными организациями Рязани являются: историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", общество защиты прав потребителей, Союз национальных общин, "Российские правозащитные сети", журнал "Карта", Партия "зелёных", ОО "За отмену воинской повинности", Рязанская Школа прав человека и др.
Эти организации и представляют собой гражданское общество страны. Они заставляют правоохранительные органы действовать эффективнее, порой пересматривать принятые и не всегда продуманные законы. Они дают уверенность простому человеку в том, что его права будут соблюдаться.

Доклад учащейся 11 класса общеобразовательной школы п. Фабричный (Украина) Анастасии Губенко

Мои права и их жизненная реализация

Добрый день! Я благодарю Благотворительный фонд «Женщины и дети прежде всего» за предоставленную возможность встретиться с моими ровесниками из России и вынести на обсуждение проблемы, которые нас волнуют. Сегодня я хочу обсудить с вами вопрос получения знаний о правах ребенка и возможности их жизненной реализации.

Мы дети – будущее своего государства и об этом нельзя забывать. Мне кажется, что для понятия «ребенок» не существует территориальных границ, поэтому знание своих прав детьми Украины, также актуально, как и для детей России.

Я представляю Украину – молодое независимое государство. И в Украине и в России определен приоритет Личности над государством. Так государство взяло на себя обязательство защищать права и свободы своих граждан. Я – гражданин своего государства. Я – ребенок и имею такие же права, что и взрослые. Но я считаю, что мы наиболее уязвимы в силу своего малого жизненного опыта и нуждаемся в специальной защите и внимании через реализацию своих прав. И мои интересы, как ребенка, должны быть поставлены выше интересов взрослых и государства.

Зачем мне знать свои права? Я хочу быть счастливым человеком, и считаю, что счастливый человек – это тот, кто имеет возможность реализовать свои потребности и дать возможность реализоваться другому человеку, который находится рядом. И именно обеспечение прав человека дает нам возможность для реализации. Но просто иметь права недостаточно, необходимо знать свои права и уметь ими пользоваться, для того чтобы избежать ситуаций их нарушения; уметь отстаивать свою точку зрения; уважать права других людей; помогать своим знакомым, окружающим; иметь высокий уровень правовой культуры; способствовать принятию ответственных решений, успешной социализации в обществе.

Как я, ученица 11 класса, имею возможность получать знания о правах ребенка? Да, я учусь в стандартной общеобразовательной школе. И считаю, что мне очень повезло, потому что в школе особое внимание уделено изучению, защите и реализации прав ребенка.

В школе учатся дети разных социальных категорий: дети-сироты, полусироты, из неполных семей, дети трудовых мигрантов, дети из неблагополучных семей. Но внимание на принадлежности детей к той или иной социальной категории не заостряется. Мы живем дружной школьной семьёй и отношения как внутри детского коллектива, так и между детским коллективом и педагогическим, очень толерантные и демократические. В основу таких отношений положен принцип «равный равному».

Если по результатам Украинского института социальных исследований каждый шестой ребенок в Украине не знает законов, которые защищают его, то в нашей школе мы дети свои права и обязанности знаем очень хорошо. Достигнуто это благодаря системе правового воспитания и образования созданной в школе.

А я хочу рассказать вам о наиболее интересных направлениях работы школы, которые формируют из нас будущих выпускников с высоким уровнем правовой культуры и активной жизненной позицией.

Прежде всего, знания на правовую тематику, мы получаем в учебном процессе на предметах, которые включены в школьную программу. И так как наша школа является базовой школой района по правовому воспитанию и образованию, то в учебный процесс введены факультативы правоведческого курса со 2 по 11 класс, которые помогают нам не только повысить свой уровень знаний, но и дают нам больше времени для формирования практических навыков по применению полученных знаний о своих правах.
Все отмеченные правоведческие курсы имеют взаимосвязь и преемственность. Особое внимание хотелось бы обратить на то, что наша школа является экспериментальной площадкой внедрения пилотного проекта «Правовое образование детей стран ОБСЕ».

Участие в работе Малого школьного научного общества дает нам возможность исследовать наиболее актуальные и интересующие нас вопросы по реализации и защите прав ребенка. Я как член нашего научного общества исследовала вопрос «Реализация прав ребенка в Украине». Права ребенка защищены в Украине через систему национального законодательства. При анализе законодательства, меня заинтересовал вопрос о степени правовой защищенности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Всего в Украине около 95 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Согласно с действующим законодательством Украины установлены такие формы социальной защиты детей: усыновление, патронат в форме детского дома семейного типа или приемная семья, передача детей под опеку или в учреждения для детей-сирот.

Следует отметить, что на сегодняшний день Украина постоянно прилагает усилия по созданию достойных условий для воспитания, обучения, социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Но остаются нерешенными очень много проблем. Крайне необходимо усовершенствование существующей системы и структуры учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, социальной защиты этой категории детей. В этом направление хочется отметить экспериментальную программу, поддерживаемую Президентом Украины, «Деньги ходят за ребенком», целью которой является стимулирование усыновления и развития семейных форм воспитания сирот.

Работая с литературой в процессе раскрытия вопроса «Реализация прав ребенка в Украине», я выявила для себя новое понятие «социальный сирота», которое еще в законодательстве Украины не прописано.

К категории социальных сирот относят детей, которые по той или иной причине при живых родителях остались без их внимания. В рамках данного вопроса я хотела бы остановиться на проблеме детей трудовых мигрантов, которых тоже включают в категорию социальных сирот. Я определила, что данная категория детей является достаточно уязвимой и автоматически попадает в социальную группу риска. Проблема трудовой миграции для Украины сейчас очень актуальна. По оценкам экспертов, сегодня за рубежом находится от 3 до 7 миллионов украинских трудовых мигрантов.

Что происходит с их детьми? Дети трудовых мигрантов в большинстве случаев остаются одинокими. Они не признаны социальными сиротами, потому что фактически таковыми не является. В то же время они не воспитываются в полноценной семье, Как правило, их оставляют у соседей, родственников, бабушек. На примере учащихся нашей школы, я отметила, что с отъездом родителей меняется поведение детей. Тоска по родителям, невозможность обратиться к ним за советом приводят к частой смене настроения. Ребенок все время подавлен, чувствует себя покинутым. А рассказать о своих проблемах некому. Проблемы таких детей по большей части психологические. И как утверждают психологи, ребенок становится агрессивнее, начинает прогуливать школу, совершает мелкие правонарушения. Нередко попадает в зависимость от компьютерных игр, а еще хуже - наркотиков и алкоголя.

Таким образом, в заключительной части своей исследовательской работы, я сделала вывод, что состояние дел по защите прав и интересов детей в Украине свидетельствует о наличии ряда проблем.

Увеличение детей с особенными потребностями, сиротства или детской безнадзорности, случаев попрошайничества и насилия над детьми, распространение наркомании, ВИЧ/СПИДа, детской преступности указывает на нарушение прав ребенка и несовершенство социальной защиты детей.

В ходе работы я еще раз определила для себя степень важности знаний своих прав и умения их применять в различных жизненных ситуациях.
В этом мне помогает наш клуб «Юный правовед», в котором мы (учащиеся 9-11 классов) учимся применять полученные правовые знания на практике и делиться ими с окружающими.

Так, например, в этом учебном году мы во главе с руководителем нашего клуба выступили инициаторами проведения Фестиваля правовых клубов школ нашего района. В нашей школе собрались делегаты из 24 общеобразовательных школ и 2 школ-интернатов Лутугинского района. В ходе Фестиваля все получили возможность принять участие в тренингах.
Как итог мы имели возможность пообщаться друг с другом по волнующим нас проблемам и разработать Обращение к взрослым.

По итогам Фестиваля мы разработали социальный проект «Дети против насилия». Цель которого - изучить проблему проявления насилия в обществе в целом и по отношению к детям в частности; а также определить способы предотвращения насилия. В рамках проекта нами были проведены анкетирование среди учащихся, родителей, педагогов; общешкольная акция «Мы за счастливое детство»; уличная акция «Дети против насилия»; итогом стала защита проекта на общешкольном уровне.

Отдельной гордостью являются наши агитационные бригады, победители и призеры районных и областных смотров-конкурсов: «Правокопатели», «Нет вредным привычкам», «Самые оперативные спасатели». Но наиболее удачной, по моему мнению, формой работы по правовому воспитанию, стало проведение в нашей школе ролевой-правовой игры «Юридический футбол » для учащихся 5-11 классов. Организаторами и авторами вопросов игры выступают члены нашего клуба. Игра проводится по темам «Конвенция о правах ребенка»,«Декларация прав человека», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Предотвращение торговли людьми и эксплуатации детей».Поэтому мы являемся инициаторами проведения «Юридического футбола» среди школ Лутугинского района для учащихся 8-11 классов и школ Луганской области.

Отдельным приоритетным направлением работы мы выделяем работу с учащимися младших классов. И мы посчитали, что наилучшим способом донести знания о правах ребенка детям можно через сказку. Члены клуба совместно с творческой группой учителей составляет на основе популярных детских сказок единый сюжет о нарушении прав ребенка. Таким образом, детям доносятся основные положения Конвенции ООН о правах ребенка. Актерами выступают учащиеся 5-6 классов.

Мне очень приятно отметить как председателю школьного ученического самоуправления «детско-юношеской организации «Школьное Вече»», что наш голос - голос детей в моей школе всегда услышан. Через систему ученического самоуправления мы реализуем права: на участие в детско-юношеских организациях, свободного выражения своего мнения и взглядов, участие в культурной и творческой жизни.

Введение и реализация программы правового образования в школе стало возможным благодаря сотрудничеству школы с Международным правозащитным центром «Ла Страда-Украина» (г. Киев) и Луганским областным центром работы с женщинами, с которыми заключены договора о сотрудничестве в рамках выполнения программы «Предотвращения торговли людьми», также подписаны договора с Луганским областным и Лутугинским районным управлениями юстиции в рамках реализации Национальной программы правового образования населения.
Ярким подтверждением эффективной работы школы по правовому воспитанию служат следующие данные:
• за последние восемь лет учениками школы не совершено ни одно правонарушение, и как следствие, на учете в Криминальной Милиции по делам несовершеннолетних не находятся;
• с 2003 года на внутришкольном учете также ни один школьник не состоит;
• в 2006-2012 учебном году в социальной группе риска – 6 учеников.

И в заключении я хочу сказать, что те правовые знания и практические навыки, которые я приобрела во время обучения в школе, помогут мне реализоваться в жизни, и я готова полученными знаниями поделиться с окружающими.


 
 
©, 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.