|
|
|
|
|
|
Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
Доклады |
|
|
|
|
Право на образование: декларация или реальность?
Сюсюкало Оксана СОШ №5,
11 класс Щербиновский район
|
«Не строй церковь, пристрой сироту», - призывает русская пословица. Увы, немногие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему соседствуют в этом мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра. Революция 1917 года и гражданская война обрекли страну на разруху и голод. Распалось множество семей. Миллионы детей бродяжничали, страдали от холода, голода и болезней. Жизнь ставила пред ними выбор: стать либо преступниками, либо умереть; хотя в этом большой разницы нет, ведь если совершить преступление, то утрачиваются все моральные и духовные понятия, человек просто перестает существовать как личность. В начале 30-х годов много детей погибло в самых хлебных районах нашей страны - на Украине, Северном Кавказе, Поволжье, Казахстане. Под «горячую руку» борцов с «врагами народа» в 30-е годы попадали также и дети. Много страданий детям нашей страны принесла также и Великая Отечественная война. Они гибли под пулями и бомбами, умирали от голода, холода и болезней в осажденном Ленинграде, в фашистских лагерях. Горька судьба детей-узников фашизма. Как и взрослые заключенные, они испили «горькую чашу» мук в немецких лагерях. В годы «застоя» реальное положение детей в нашей стране оказалось близким к бедственному. По уровню детской смертности бывший СССР занимал в 1990-е годы сороковое место в мире. Это очень печальный показатель при наших экономических и социальных возможностях! Сегодня проблема защиты детства, к сожалению, стоит еще более остро. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании. Однако нужно учитывать, что декларации имеют лишь рекомендательный характер, и их нормы не обязательны для исполне6ния. Другое дело- Конвенция: договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В 1979 году Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке Конвенции о правах ребенка. Этот сложный процесс длился на протяжении десяти лет. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была утверждена верховной властью нашей страны, то есть, ратифицирована. Значение этой Конвенции, бесспорно, велико. И оно заключается в том, что Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Главная ее цель- это максимальная защита прав ребенка. Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках изменить жизнь детей к лучшему, мобилизовать для этого все необходимые ресурсы. Конвенция о правах ребенка начинается с преамбулы, которая гласит о том, что государства-участники приняли этот документ, а также, что все согласны с тем, что каждый человек имеет права и обязанности. Хотелось бы привести основные выдержки из преамбулы: Преамбула: Государства-участники настоящей Конвенции, считая это в соответствии с принципами, провозглашенными в уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлимых прав всех членов общества, является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле, Принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, Принимая во внимание важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности, в развивающихся странах, согласились о нижеследующем… Далее мы наблюдаем нормы Конвенции. В Конвенции, бесспорно, существуют статьи, касающиеся образования. Право на образование относится к правам в сфере культуры. Культурные права, в том числе, право на образование, гарантируют: 1) Духовное развитие человека. 2) Помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. Кроме права на образование к культурным правам также относятся: 1) Право на доступ к культурным ценностям. 2) Право на творчество. 3) Право на свободное участие в культурной жизни общества. 4) Право на пользование результатами научного прогресса и их практическое применение. Международные стандарты права на образование сформированы в статье 26 Всеобщей декларации прав человека и статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими в соответствии с законом. Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважения к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями, этническими и религиозными группами Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставления всем равенства возможностей в получении образования, «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения». Для этого государства обязуются: А) Сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее- общедоступным, а высшее- доступным в зависимости от способностей каждого. Б) Обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения. В) Поощрять получение и повышение образования. Г) обеспечить подготовку к преподавательской профессии. Однако все не так просто и красиво в нашем мире сейчас, как на бумаге. Проблема образования в данное время стоит в числе главных проблем России. Она затрагивает интересы каждого человека в нашей стране, ибо большинство россиян учится. В последние годы появились новые федеральные законы, защищающие права ребенка. На заседании Госсовета 29 августа 2001 года была поставлена новая задача- модернизация образования, приобретающая максимальную общенациональную значимость для нашего общества. Именно образование должно стать фактором экономического роста и благосостояния нашего общества, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны. В этот период особое значение приобретает соблюдение всеми образовательными учреждениями законодательства об образовании. Да, конечно же, это все хорошо, что предпринимаются какие-то меры и попытки реформирования системы образования. Но следует посмотреть правде в глаза и обратиться к настоящим показателям в мире и в нашей стране. В настоящее время более ста миллионов детей не имеют базового образования, причем две трети из них составляют девочки. Предоставление базового образования и обеспечение грамотности является важным вкладом, который можно было бы сделать в интересах развития детей. Перед нами стоит сейчас вопрос: что такое образование в наше время в России- декларация или реальность? Я хотела бы выразить свою точку зрения по этому поводу и рассказать, какую же картину имеет образование ныне. Естественно, в нашей стране декларация полностью не соблюдается. К сожалению, детям из малообеспеченных семей очень трудно попасть с «элитой» в престижное учебное заведение, а, следовательно, они имеют очень мало перспектив для дальнейшего развития и дороги по жизни. Образование в учебных послешкольных заведениях у нас не бесплатное, и талантливые, умные люди часто оказываются «за бортом». Ведь каждый- и родитель , и подросток хочет быть полезным обществу, а также себе. Родители изыскивают множество путей, лишь бы их ребенок успешно поступил в вуз или институт. Иногда прибегают к таким методам, как кредиты, из-за которых приходится работать на трех работах. Хотелось бы у нас провести программу «Школа-вуз», чтобы будущий студент имел представление о вузовском образовании, знакомился с будущими преподавателями. Очень хотелось бы, чтобы наше общество по-настоящему уделяло внимание будущему в отношении образования. И дети, а затем, студенты, имели достойное существование, ибо нищий, голодный, но образованный, умный человек может принести лишь горькие плоды. Ведь мало дать образование, надо еще и предоставить почву или место будущему специалисту. Очень много людей попадает в так называемые «новоиспеченные» фирмы, просто, не пройдя по «конкурсу» в обычной государственной бюрократии. Тогда рушатся все надежды юности, погибают целые поколения, страдая от безысходности, безработицы, стоя на биржах труда, пока их богатые сверстники успешно «протаптывают» себе дорогу по стезям «отцов». Перед нами, подростками, поистине встают проблемы взрослых людей: получив образование, молодежь не может получить работу. Места заняты пенсионерами, и большая часть попадает на улицу, где их уносит дурная толпа. Отсюда- детская подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, уход из жизни, так как подростки не видят выхода в реальность. Может, действительно, стоит пересмотреть и сменить поколения пенсионеров на более молодые образованные силы, обеспечить их достойное существование. ПРАВО НА ВСЕ- ОТСЮДА ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ!!! Из этого всего следует, что в нынешнее время право ребенка на образование является декларацией, а не реальностью. Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-нибудь будут взрослыми, то тогда бы мы нашли совместный путь к осуществлению прав ребенка. Итак, в путь!!! Права ребенка являются правами человека. Дети, в конце концов, это-люди! Люди, находящиеся на пути в более с справедливый мир. Этот путь каменист. Но, может, ты когда-нибудь будешь гордиться тем, что убрал один из камней на этом пути!!!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
©, 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года. |
|
|
|
|
|
|