Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области

Регионы:
Алтайский край
Волгоградская область
Вологодская область
Ивановская область
Кемеровская область
Краснодарский край
Красноярский край
г. Москва
г.Норильск
Пермский край
Нижегородская обл
Самарская область
Саратовская область
г. Санкт-Петербург
Тамбовская область
Республика Дагестан
Республика Карелия
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Саха-Якутия
Ростовская область
Чеченская республика
Ямало-Ненецкий АО
г. Ижевск
Арзамасский район Нижегородской обл
Главная Написать письмо Карта сайта English

Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области

 

«Школа – территория примирения» в Волгограде

 С 2005 по настоящее время Комитетом по образованию Администрации Волгограда, МУ Центром повышения квалификации и ВРБОО Клубом ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области и Межрегионального Общественного Центра «Судебно-правовая реформа» проведена совместная работа по с озданию системных механизмов распространения новой образовательно-воспитательной технологии «Детские службы примирения» (далее ДСП) в школах Волгограда.

За время реализации проекта «Школа – территория примирения» ДСП созданы и работают в 22 школах г.Волгограда, а именно в МОУ лицеях №№ 3, 6, 10; МОУ гимназиях №№ 1, 3, 9, 13; МОУ СОШ № 3, 4, 15, 19, 26, 27, 33, 38, 48, 49, 51, 75, 86, 95, 134. Особенностью деятельности ДСП Волгограда является тот факт, что их работу курируют Школьные уполномоченные по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении (социальные педагоги, учителя-предметники, педагоги-психологи), избранные детьми и другими участниками образовательного процесса на основе демократических процедур. Кураторы прошли обучение в Волгоградском институте молодежной политики по специальной программе с получением сертификатов «Ведущий программ примирения», обучили детей-волонтеров (330 чел.) технологиям примирения и организовали просветительскую работу, а также выявили и разрешили конфликты.

В 2006-2007 учебном году в 22-х школах-участницах проекта было выявлено 235 конфликтов. Среди них доминируют конфликты «ребенок-ребенок» (175 случаев, 74%), имеют место также конфликты «ребенок-родитель» (31 случай, 13%) и «ребенок-учитель» (29 случаев, 12 %). Большинство конфликтов (220 из 235 конфликтов, 94%) разрешалось с использованием технологии примирения (медиации). Для этого были р азработаны программы индивидуальной и групповой работы с участниками конфликтных и криминальных ситуаций, подготовлены примирительные процедуры. Ведущими программ примирения выступили 190 детей и 64 взрослых.

Число участников конфликтов (с учетом окружения) составило 2897 человек, из них 2253 ребенка, 475 взрослых – педагогов и родителей. Жертвами конфликтов стали 357 детей и 69 взрослых, обидчиками / правонарушителями – 337 детей и 35 взрослых. Кроме этого в конфликты было втянуто из детского окружения - 1369 чел, из взрослого – 475 чел.

Типичными конфликтами и правонарушениями в школе стали конфликты между детьми («ребенок-ребенок»), начинающиеся с неприязни и заканчивающиеся драками, иногда с серьезными последствиями. Как мы видим, в эти конфликты оказалось вовлечено неожиданно большое количество лиц - 2897 человека: группы учеников, родители с обеих сторон, педагоги и, конечно, классные руководители. Оказалось, что в каждый конфликт втягивается в среднем более 13 человек из ближайшего окружения конфликтующих сторон (одноклассники, педагоги, родители), при этом родители защищают детей активнее и почти в 2 раза чаще, чем самые близкие к детям педагоги (классные руководители). Девочки более чем в 4 раза чаще, чем мальчики, становятся жертвами, а мальчики почти в 3 раза чаще, чем девочки, бывают правонарушителями. Каждый 3-й конфликт является групповым. При этом почти половина конфликтов касалось отношений между детьми одного и того же класса. В такие конфликты иногда включаются противоборствующие группы сторонников, а иногда весь класс целиком. Разрядить ситуацию обычными мерами уговоров и проработок не удавалось. Конфликт внешне затухал, но не прекращался, а становился затяжным, уходил вглубь, вырываясь наружу при первом удобной случае. В классе сгущалась взрывоопасная атмосфера взаимной вражды. Внешне не очень серьезные конфликты были чреваты тяжкими последствиями. Конфликтующие стороны уже сходились в драках и потасовках, уже были отмечены случаи причинения телесных повреждений средней тяжести. Дело шло к судебному разбирательству.

Отрадно отметить, что в подавляющем большинстве конфликты закончились примирением (216 из 220 или 98%). Тщательная подготовка и проведение программ примирения дало возможность сторонам конфликта выразить свои эмоции, обиды, претензии в лицо второй стороне, не срываясь при этом на оскорбления. Умелая работа ведущих посредников-медиаторов помогла сторонам придумать и предложить друг другу такие решения, которые устраивали всех. Эти решения зачастую были совершенно неожиданными, например «не распускать руки никогда и низа что», или «перестать писать записочки». По итогам примиренческих процедур ребята, родители, учителя подписывали «Примирительный договор», условия которого, как правило, строго соблюдались. Это подтверждают наблюдения детей-волонтеров и педагогов за отношениями между детьми - участниками конфликта в течения месяца после примирения. Результатом стало глубокое чувство удовлетворения и примирения, которое окончательно нейтрализовало конфликт.

Благодаря проекту в школах, где были созданы ДСП, более 694 ребенка (жертвы и правонарушители) не были втянуты в систему криминальных правоотношений по карательной модели. Протоколы примирения приобщены к отчету социального работника школы.

Итоговые показатели достижения результатов проекта

Для детей

- Количество внутришкольных конфликтов, разрешенных с использованием технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур), возросло от 0 до 220 случаев за период 9 месяцев (за 2006-2007 учебный год);

- Доля внутришкольных конфликтов, разрешенных с использованием технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур), возросла с 0 до 94% .

- Дети (более 15 000 чел.) в целом стали более граждански-активными, более ответственными и культурными в правовом отношении, снизили враждебность, напряженность, эскалацию конфликтов, стали использовать мирные процедуры для разрешения конфликтов; конфликты не перерастают в правонарушения, случаи правонарушений разрешаются мирным путем (по возможности).

- Дети (330 чел.) получили новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества и гражданской активности. Опыт и творчество детей признаны ценными, дети включены в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы. При этом волонтеры, прошедшие специальную подготовку в качестве ведущего-примирителя, получают уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.

- Повышен показатель социального самочувствия (в том числе субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей); Дети, ставшие жертвами правонарушений (357 чел.), получили удовлетворение, восстановили чувство справедливости и безопасности, снизили чувство враждебности и угрозы со стороны детской среды; Дети-правонарушители (337 чел.) проявляют раскаяние, возмещают вред, который был причинен совершен ным им правонарушением/преступлением, либо проявляют стремление посильно возместить такой вред; демонстрируют неравнодушие к собственному будущему; наличие положительных планов на будущее и попытки их реально осуществить, преодоление отчуждения от социальной среды и создание (восстановление разрушенных) положительных социальных связей.

Для педагогов и др. специалистов

- Количество школ Волгограда и Волгоградской области, внедривших образовательно-воспитательную технологию «Детские службы примирения», возросло с 3-х до 22 школ за период реализации проекта.

- Сформирован кадровый резерв «тренеров для тренеров» (12 чел.) для продвижения ДСП на городском и областном уровне.

- Уполномоченные по защите прав и законных интересов ребенка в школах – участницах проекта (22 чел.) получили новый импульс для активизации правозащитной деятельности в интересах детей, освоили уникальную воспитательно-образовательную технологию разрешения детских конфликтов и профилактики правонарушений, защитили права жертв конфликтов и несовершеннолетних правонарушителей.

- Школьные уполномоченные и педагоги школ (22 школы, 800 чел.) получили новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания общественных отношений в школе, развития методов и форм гражданского образования, воспитания, социализации школьников.

- Усилена роль детского самоуправления, усилено влияние позитивно-ориентированных детей-лидеров на детей с дивиантным поведением. Дети получили новые знания и опыт в разрешении трудных ситуаций и конфликтов, «разборки» и «стрелки» стали реже, снижен риск криминализации подростковой среды.

- Педагоги, воспитатели школ (300 чел.) расширили спектр применяемых педагогических приемов и подходов, используемых в школах для поддержания порядка и дружелюбия, изменили подходы с дидактических и карательных на интерактивные и восстановительные (некарательные) методы разрешения конфликтов при усилении роли детского самоуправления.

- Специалисты, педагоги, методисты органов управления образованием (более 80 чел.) повысили свои компетенции, получили новый тиражируемый инструмент, дополнительные ресурсы, а также общественную поддержку для практической социальной работы с детьми групп риска некарательными методами.

Для образовательной и социальной политики

- Темпы распространения образовательно-воспитательной технологии «Детские службы примирения» в школах Волгограда и Волгоградской области выросли в 7 раз за период реализации проекта.

- Система образования наработала опыт взаимодействия с неправительственными организациями, привлекла дополнительные внебюджетные ресурсы для развития инновационных форм воспитания и образования детей с акцентом на развитие толерантности и культуры мира.

- Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства Волгоградской области пополнилось опробованной, технологически оформленной и нормативно закрепленной моделью просвещения несовершеннолетних в области прав человека и профилактики правонарушений, пригодной для дальнейшего тиражирования.

- Общественно-государственное взаимодействие в области профилактики правонарушений несовершеннолетних укреплено и поставлено на технологическую основу. Созданы новые социальные связи учреждений, властных структур, гражданского общества (дополнительный социальный капитал).

Таблица со статистическими данными по результатам проекта - см. приложение. Примечание: для определения степени успешности реализованного проекта представлены социо-статистические индикаторы: профильно-тематические и интегральные. При этом в основе системы индикации успешности лежат три принципа повышения: уровня профилактики, способности целевой группы к самообеспечению, интерактивного взаимодействия. Основными профильно-тематическими индикаторами являются следующие: величина и темпы распространения образовательно-воспитательной технологии «Детские службы примирения» в школах Волгограда и Волгоградской области (как современной апробированной инновационной технологии гражданско-правового образования и воспитания, построенной на принципе интерактивного субъект-субъектного партнёрского взаимодействия с детьми); величина и темпы изменения доли внутришкольных конфликтов, разрешаемых (разрешённых с использованием технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур); основным интегральным показателем является показатель социального самочувствия (в том числе субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей).

Результаты проекта высоко оценены российскими и международными экспертами, поскольку именно в Волгограде сложилась уникальная модель взаимодействия между органов образования, общественных инициатив, социальной работы, молодежной политики и органов - субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних с опорой на институт Школьного уполномоченного. В ходе создания модели наработаны системные механизмы ее распространения новой в школах Волгограда. Эта модель образовательно-воспитательной технологии «Детские службы примирения» позволила достичь высокой степени охвата школ (20% всех школ Волгограда), вовлечения в миротворчество большого числа детей и взрослых для предупреждения, досудебного и внесудебного разрешения школьных конфликтов с акцентом на воспитательные меры воздействия. Рекомендовано представить этот опыт на федеральном уровне.

Для дальнейшего распространения движения школьного примирения в Волгограде и Волгоградской области предлагаем:

- обобщить опыт Волгограда и представить его на региональном и федеральном уровне;

- акцентировать деятельность районных методических служб на дальнейшее распространение данного нового опыта;

- поддержать дальнейшее распространение ДСП в школах Волгограда и Волгоградской области, содействовать созданию новых площадок;

- нормативно закрепить функционирование ДСП в рамках деятельности Уполномоченные по защите прав и законных интересов ребенка в школах;

- разработать программу обучения педагогов в системе повышения квалификации;

- способствовать распространению опыта и расширению информационного пространства в поддержку продвижения ДСП в образовательных учреждениях.

Руководитель проекта,

президент Клуба ЮНЕСКО

«Достоинство ребенка» И.С.Маловичко

Методист проекта,

заместитель директора по УВР

МОУ СОШ №3 О.А. Северина

 
Наверх Вернуться Версия для печати
 
©, 2007 г. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.