Возьмите, например, такие музыкальные фразы, как Катина «Для меня вы, матушка, как родная мать» из первой картины, напев которой составляет один из главных тематических элементов произведения, либо ее же «Тиша, голубчик, кабы ты остался, либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила» из следующей картины и бесконечный ряд других - не кажутся ли они с музыкой Яначека прямо-таки идеальными стихами, хотя написаны всецело прозой?
Неповторимой декламационной яркости и законченности этих напевов соответствует выразительная и композиционная монолитность всей драматической баллады. Уже одна тематическая работа заслуживала бы в этом отношении специального анализа. Рассмотрим хотя бы простенький колокольчиковый мотив отъезда Тихона - мотив, который одинаково пленительно выражает печальное однообразие русской степи и бег русской тройки и сохраняет при этом драматическую и выразительную нейтральность, создавая всюду, особенно в сцене отъезда - вспоминается «ледяной тон» ксилофона в первом действии «Ее падчерицы», - леденящий контраст с общим возбужденным музыкальным фоном.
Воспитание детей можно доверять только опытным специалистам. Именно такие люди работают в детском клубе «ПМ 13 Кидс Клаб». На сайте
www.pm13-kidsclub.ru можно найти более подробную информацию.
Тем больший драматический акцент приобретают - от глухих ударов в начале до беснования во время грозы- первые восемь нот этого напева, которые Яначек трансформирует в мотив судьбы, так же как отъезд Тихона стал судьбой Кати. И почти в той же степени заостряются (именно во время отъезда) пять предпоследних нот.
Если, однако, это тематическое (и композиционное) мастерство шестидесятишестилетнего композитора в конце концов поразить не может, то тем большим чудом кажется его юношеский жар и расцветающий лиризм, свойственные всей опере. В этом отношении первая картина представляет собой скорее некую балладическую экспозицию, зато вторая, в которой Яначек потрясающим образом трансформирует религиозный экстаз Кати в экстаз «греховный», а затем в отчаянную попытку предотвратить это искушение, достигает высшей степени напряженности выражения.