Он потом увидел того же актера в более раннем (1935 год) фильме «У самого синего моря» в роли азербайджанского рыбака Юсуфа, и опять поразила необыкновенная достоверность созданного актером характера и удивительное для меня, музыканта, умение органически вплетать в действие, в саму жизнь изображаемого персонажа музыку так, что она становилась неотъемлемой частью образа.
1943-й год. Л. Н. Свердлин пришел в Московский театр драмы, и моя первая встреча с Львом Наумовичем произошла в спектакле по чеховскому рассказу «Свидание, хотя и состоялось, но...», где он играл роль Гвоздикова.
В одной из сцен спектакля, согласно режиссерскому замыслу, издалека доносится заунывное звучание мандолины - старинный вальс, исполняемый не очень умелым любителем. В работе над этим спектаклем началось мое истинное «узнавание» большого мастера.
Упорно, бескомпромиссно Лев Наумович добивался от музыканта, исполняющего на мандолине простенький вальс, точного воспроизведения заданного характера музыки. Помню его слова: «Играет любитель, а не профессионал. Играет вяло. Ему жарко и скучно».
И так на каждом спектакле. Перед началом действия музыкант обязательно заходил в грим-уборную Свердлина и проигрывал ему этот вальс. Сначала он ворчал, что ни один дирижер не требует таких тонкостей от оркестранта, а потом с упоением рассказывал всем о замечательной музыкальности Льва Наумовича.
Потом, много лет спустя, когда наша дружба достаточно окрепла, Лев Наумович всегда с восхищенным удивлением следил, как задуманная мелодия записывается на нотные линейки: «Не могу понять, как это точками можно записывать музыку?» А я глядя на него, следя за его работой, не переставал удивляться тому, как может этот человек - не музыкант, а драматический актер - с такой потрясающей точностью ощущать все малейшие изменения в темпе, мелодике, гармонии музыки, звучащей в сценах с его участием, а также совершенно и полно чувствовать настроение музыканта-исполнителя, замечать тончайшие тембровые краски, динамические нюансы, казалось бы, отклоняющиеся от установленной для данного музыкального эпизода нормы.
А потом увидел того же актера в более раннем (1935 год) фильме «У самого синего моря» в роли азербайджанского рыбака Юсуфа, и опять поразила необыкновенная достоверность созданного актером характера и удивительное для меня, музыканта, умение органически вплетать в действие, в саму жизнь изображаемого персонажа музыку так, что она становилась неотъемлемой частью образа.
1943-й год. Л. Н. Свердлин пришел в Московский театр драмы, и моя первая встреча с Львом Наумовичем произошла в спектакле по чеховскому рассказу «Свидание, хотя и состоялось, но...», где он играл роль Гвоздикова.
В одной из сцен спектакля, согласно режиссерскому замыслу, издалека доносится заунывное звучание мандолины - старинный вальс, исполняемый не очень умелым любителем. В работе над этим спектаклем началось мое истинное «узнавание» большого мастера.
Упорно, бескомпромиссно Лев Наумович добивался от музыканта, исполняющего на мандолине простенький вальс, точного воспроизведения заданного характера музыки. Помню его слова: «Играет любитель, а не профессионал. Играет вяло. Ему жарко и скучно».
И так на каждом спектакле. Перед началом действия музыкант обязательно заходил в грим-уборную Свердлина и проигрывал ему этот вальс. Сначала он ворчал, что ни один дирижер не требует таких тонкостей от оркестранта, а потом с упоением рассказывал всем о замечательной музыкальности Льва Наумовича.
Потом, много лет спустя, когда наша дружба достаточно окрепла, Лев Наумович всегда с восхищенным удивлением следил, как задуманная мелодия записывается на нотные линейки: «Не могу понять, как это точками можно записывать музыку?» А я глядя на него, следя за его работой, не переставал удивляться тому, как может этот человек - не музыкант, а драматический актер - с такой потрясающей точностью ощущать все малейшие изменения в темпе, мелодике, гармонии музыки, звучащей в сценах с его участием, а также совершенно и полно чувствовать настроение музыканта-исполнителя, замечать тончайшие тембровые краски, динамические нюансы, казалось бы, отклоняющиеся от установленной для данного музыкального эпизода нормы.
Каждому автомобилю необходим своевременный профессиональный
техосмотр. Опытные специалисты быстро и качественно проведут работы.
Дата публикации: 11 мая 2014