Из Узбекской студии, которая находилась в Москве, пришел запрос Мейерхольду с просьбой дать педагога по биомеханике. Всеволод Эмильевич направил меня. Не знаю, по каким соображениям; может быть, считал, что я в ней разбираюсь более, чем кто-либо другой, как его ассистент, студент, хорошо успевающий по этому предмету. А вот разбираться в системе "умный дом" сможет и ребенок. Поможет удобное и простое
управление умным домом.
Предварительно он меня спросил:
- Ты согласен преподавать биомеханику?
- Да,- говорю.- Это очень хорошо. Мне очень лестно, что вы меня выбрали, и приятно, что я буду работать в этой студии.
В Узбекской студии были совсем еще молодые студенты, из которых сейчас вышли большие мастера, такие, как Сара Ишантураева, Абрар Хидоятов, Назрулаев, Бабаджанов, и другие. Сара Ишантураева была совсем девочкой, лет пятнадцати. Ей пришлось бежать из Узбекистана, потому что она одной из первых девушек сбросила с себя паранджу. Это было событием, и надо было обладать большой смелостью, чтобы совершить этот поступок. Теперь она - народная артистка, депутат Верховного Совета, ведущая актриса Театра имени Хамзы. Та студия и стала основным ядром Театра имени Хамзы, который сейчас существует в Узбекистане. Преподавали в ней И. Толчанов, В. Канцель, Б. Захава и многие другие. Я с ними занимался биомеханикой целый год. Кончил тем, что написал пантомиму «Пионерский сон на посту» и поставил ее. Был конец учебного года, и завершили мы его пантомимой. Это своего рода переход от биомеханики, потому что в пантомиме есть элементы, в которые вкладывается содержание, сюжетность. А биомеханика как таковая - это упражнения без сюжета. Даже такое, как удар кинжалом, есть просто факт удара кинжалом, но это проделывается последовательно, начиная с движения «отказа».
Пантомима шла под классическую музыку: Рахманинова, Шопена, Скрябина. Это развивало умение владеть своим телом, координировать тело в пространстве, координировать себя с партнерами; умение, если нужно, прыгнуть партнеру на грудь так, чтобы не было больно, и вместе с этим ощущалась бы сила прыжка. И тому, кто прыгает, должно быть удобно; умело упасть, поддержать партнера, умело унести раненого или мертвого. Все это элементы сложные, и в нашей профессии ими необходимо заниматься. Эти элементы пантомимы складывались в сюжетную канву, но очень локальную.