Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Нежелательные трудности

Элизабет и Роберт Бьорк, которые изобрели понятие «желательные трудности», объясняли, почему трудности являются желательными: потому что они «запускают процессы кодирования и припоминания, способствующие обучению, пониманию и запоминанию. Однако, если обучающийся не имеет достаточных знаний или способностей, чтобы успешно справиться с трудностями, они становятся нежелательными»19.
Специалисты по когнитивной психологии знают из экспериментов, что тестирование, интервальность, перемежение, вариативность, генерация и определенного рода помехи помогают крепче усвоить и запомнить новое знание. Кроме того, мы интуитивно чувствуем, что некоторые помехи все же нежелательны, однако из-за недостатка научных исследований пока еще не можем ничего утверждать наверняка.
Очевидно, что непреодолимые препятствия не могут быть желательными. Составить конспект урока, который отличается от предложенного в учебнике, — это нежелательная трудность для ученика, неуверенно владеющего языком: ведь придется четко описать словами весьма сложную логическую последовательность. Если перед вами учебник, написанный на незнакомом вам литовском языке, такую трудность едва ли можно счесть желательной. Чтобы трудность была желательной, она должна быть преодолимой для обучающегося. Преодолимой ценой дополнительных усилий.
Интуиция подсказывает: если трудности не развивают необходимые вам навыки или не представляют собой препятствия, с которыми вы имеете шанс столкнуться в жизни, то они не являются желательными. Во время самоподготовки для телеведущего очень важно научиться читать текст, пока редактор наговаривает ему в наушник что-то другое. Реплики подсадных «протестующих» во время выступления политика наверняка будут для него ценным тренингом. Но умение преодолевать обе эти трудности не пригодится президентам Rotary Club и не вдохновят видеоблогеров, желающих лучше работать на камеру. Начинающий рулевой буксира на Миссисипи должен научиться загонять в шлюз сцепку из стремительно движущихся пустых барж при сильном боковом ветре. Бейсболисту полезно нарабатывать отбив с утяжеленной битой, чтобы усилить свинг. Можно познакомить футболиста с некоторыми балетными приемами, чтобы научить его держать равновесие и правильно двигаться, — но вы наверняка не станете учить его принципам эффективного удара в гольфе или теннисной подаче с дальней руки.
Можно ли вывести правило, которое объединило бы общими характеристиками все способствующие обучению препятствия? Ответ придет со временем, для него еще проведено недостаточно исследований. Но уже сейчас к вашим услугам обширный и разнородный арсенал описанных нами трудностей, желательность которых надежно подтверждена экспериментами.

Последние новости

Случайные новости

  • День открытых дверей «Будущий первоклассник»
    В начале учебного года вместе наблюдаем за тем, как происходит социальная адаптация детей в школе. Принимая во внимание проблемы, которые возникают, решаем, которые необходимо поставить годовые задачи ...
  • Коллективная методическая работа
    Учебно-методический совет. Высшим методическим органом на предприятии является учебно-методический совет. ОТО опирается в своей работе на коллективный опыт преподавателей и инструкторов, развивает их ...
  • Задание 5. Игрушки.
    Сделай дыхательную гимнастику:
  • Активность на уроках: экспертные оценки и мнения
    Для того чтобы проследить, что же менялось в учебном поведении ученика, для которого поиск стал органичным проявлением на уроке, рассмотрим данные экспертных оценок учителей в наибольших подробностях. ...
  • Издательство Кусевицкого
    Советую тебе поупражняться на отводящий мускул первого пальца; он идет от второго сустава первого пальца к ладонной кости третьего и четвертого пальца поперек ладони.
  • Для начальных классов
    Высшее школьное ведомство в Гамбурге сочло необходимым для этой цели применение педагогически-психологического способа отбора. В связи с этим была установлена связь с психологической лабораторией. В п ...
  • Анальное содержимое
    Когда я говорю об «анальном» содержимом, то имею в виду анальный опыт мальчика, не похожего на остальных детей. Он не относился к тем детям, которые чувствуют себя в окружении других человеческих суще ...
  • Центральной станцией для испытания учеников
    Липман и Штольценберг дают подробное изложение метода оценки и пригодности каждого отдельного теста; это изложение содержит также поучительные в известной степени сравнения успешности учеников народны ...
  • Парта для школьника – как лучше выбрать
    Когда малыш становится первоклассником во многом родителям нужно подумать, в первую очередь это все касается организаций рабочего места, где ребенок мог бы полноценно учиться и заниматься уроками. Име ...
  • Всё о подготовке к вузу
    Как правило, подготовка для поступления в вуз может осуществляться несколькими способами, и самый распространённый – это поступление в лицей при вузе, однако нередким случаем является осуществление по ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]