Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Моя жизнь в начальной и средней школе

Итак, от этого лояльного ученика мы узнали, что для него актуальны три разных сюжета: учеба, собственные качества, сфера общения.
1) при переходе в основную школу он не ощутил изменений к худшему,
2) появление новых предметов и новых учителей - это хорошо,
3) свою «умность» Митя рассматривает как...

Обучение и развитие. 8 лет школьной жизни

Доверчивость Мити никогда, даже в самые первые годы школьной жизни не носила характер полного, некритичного, безоговорочного, нерассуждающего подчинения старшим. Отношения с учителями строились на основе взаимной симпатии, общего дружелюбно-миролюбивого настроя, счастливого совпадения школьных ценно...

Ключевые мысли

ЧТО МИТЯ ЛЮБИТ:
открывать для себя и для всего класса то, что еще не проходили,
выдвигать гипотезы, которые не были запланированы,
все новое, например, когда проходим новую тему,
поделиться гипотезами, которыми Митина голова переполняется, чтобы их могли опровергнуть или одобрить,
во время...

Активность на уроках: экспертные оценки и мнения

Для того чтобы проследить, что же менялось в учебном поведении ученика, для которого поиск стал органичным проявлением на уроке, рассмотрим данные экспертных оценок учителей в наибольших подробностях.
Мы видим, что на всем протяжении начальной школы Митя демонстрирует неизменно и главное - равномер...

Портрет школьника в интерьере учебной деятельности

Появились учителя, работающие в традиционной манере и, соответственно, традиционные методы передачи знаний в готовом виде. Эти очень хорошие учителя не создавали на уроках ситуаций, специально поощряющие поисковую активность учащихся, но и не мешали любопытным задавать вопросы, спорщикам спорить, а...

Вернемся к цифрам

В Митином классе мы наблюдаем те же явления, что и в общей выборке. Наиболее существенным изменением ПА, зафиксированным на рис. 90 - 91, является значительный спад ПА в Митином классе на пятом году обучения и меньшее, но тоже выразительное снижение ПА на восьмом году обучения. Меняется не только ср...

Поисковая активность как личный выбор

Общее впечатление об активности Мити и его одноклассников на уроках можно составить на основе данных, представленных на рис. 89. Здесь усреднены результаты множества оценок десяти учителей: за восемь лет обучения каждый ученик получил 77 экспертных оценок поисковой и дискуссионной активности на урок...

Письмо Мите от одноклассников

Дина: «Мне очень хочется писать красиво, но у меня не всегда получается. Я считаю, что самое главное в первом классе - это научиться красиво писать. И я буду стараться. Однажды я написала так красиво, что сама удивилась. Я хочу научить моего пса Тедика писать красиво, но он только разгрыз ручку. А м...

Самое важное в первом классе

Толя: «Самое важное для меня - учеба и друзья. И одноклассники. Я люблю учиться в нашей школе хорошо. Я начал первый класс с хорошими друзьями, мне очень понравилось с ними учиться. Мы с Егором дружим, мы с Егором играем на переменах и очень-очень любим шутить».
Друг Толи - Егор пишет о поразивших ...

Что Митя рассказал о своей жизни в первом классе

На последнем уроке русского языка в 1 классе дети писали сочинение «Самое важное в первом классе». Тему сочинения учительница объяснила так: «В первый год жизни с каждым ребенком случаются важнейшие события в его жизни: он первый раз видит свою маму и папу, он первый раз улыбается, он впервые огорча...

Задание по русскому языку

Казалось бы, задание по русскому языку и по математике построены одинаково и требуют одинакового действия: там, где ответ неопределенный, ставить знак вопроса, там, где решение однозначно, записать его. Однако в задании по русскому языку есть искушение, отсутствующее в задании по математике. Многие ...

О чем говорит вторая связь?

Первоклассник избегает ошибок тем чаще, чем выше его поисковая активность на уроках русского языка. Вероятно, в ситуации письма поиск направлен на то, чтобы применять знак орфографического сомнения по назначению: как чисто навыковое средство, как указание на место реального сомнения, затруднения, ка...

Орфографический анализ диктанта

Чтобы писать грамотно, далеко не всем первоклассникам нужно умение постоянно размышлять о выборе буквы для обозначения каждого звука, стоящего в слабой позиции. Многие уже накопили изрядный запас орфографической интуиции. И в самом деле, число ошибок и число знаков орфографического сомнения в трех «...

Ошибки на слабые позиции гласных

Более чем в два раза выросло число знаков орфографического сомнения в орфограммах слабых позиций гласных. В среднем, первоклассники в ситуации повышенной орфографической ответственности, желая минимизировать риски, использовали знаки орфографического сомнения в 12,2 случаях из 16 теоретически возмо...

Две ошибки

Митя написал этот «рискованный диктант» без ошибок130. Две ошибки он исправил сам, перечитывая написанное131. Три слова пометил знаками орфографического сомнения132. На следующий день учительница поздравила его с орфографической чуткостью, похвалила за вопрос о слитно-раздельном написании слов. Митя...

Описание принципов и методов этапа обучения

Предмет будет «плохим», например, сок - прокисшим или даже отравленным! Именно поэтому безграмотные граждане чрезвычайно опасны в стране Живых Слов, а ошибки - главные враги королевства. Они могут и стремятся исказить все, что есть на свете хорошего, доброго, красивого число ошибок. А ошибки были, п...

Как научить правильно писать

Когда будет время, я обязательно посмотрю в словарь или спрошу у самых грамотных людей. Но пока я пишу и указываю свои сомнения, гадкие ошибки не просочатся в слова, я никогда не подведу Королеву Грамоту. Указав свои сомнения, я предупреждаю стражей Королевства: это слово подозрительно, проверьте ег...

Учебные достижения первоклассников: что можно узнать из детских тетрадок?

Эту клятву написали все первоклассники в феврале, сразу после праздника Букваря. Обычно конец букварного периода - это время легкой орфографической эйфории, законной гордости первоклассников за свои достижения. Позади - весь алфавит в его «взрослой», письменной каллиграфии. Позади - изучение множест...

Эпизоды на уроке

В описанном эпизоде урока знак повышенной орфографической опасности еще не был поставлен именно в том месте, на котором учитель сконцентрировал внимание класса. Именно в этой не до конца определенной ситуации Митя проявил подлинную установку учебной деятельности - установку на самостоятельное и неза...

В классах, где проводился лонгитюд

Во втором случае слова учителя воспринимаются как предписание, команда, правило и предполагают подчинение. Перевод сказанного учителем на язык ребенка с установкой на исполнительность может выглядеть так: «Последний звук в слове СНЕ[К] я обозначу буквой «Ка». Делай как я, делай вместе со мной. Поста...

Противопоказания к самостоятельному мышлению

Одним из самых распространенных в первом классе противопоказаний к самостоятельному мышлению является установка ребенка на исполнительность, при которой идеальный образ хорошего ученика приравнен к образу ученика, старательно и безоговорочно выполняющего все, что говорит учитель. А учителя наших пер...

Робкие одноклассники

Требование было, во-первых, нашептано более робкими, но быстрее реагирующими одноклассниками Мити, во-вторых, специально спровоцировано учительницей, заявившей с театральной демонстративностью: «Не хочу доказывать ничего. Я просто говорю. Что я просто не имею права сказать?». В сущности, неконформны...

Детский манифест

«Я не знаю, как надо... Но вы докажите...» - это своего рода манифест, формула отношения ребенка к учебной ситуации. Зрелый человек, относящийся к ситуации задачи так же, как Митя, мог бы выразить свое отношение более развернуто: «Я не принимаю на веру то, что мне говорят, пусть даже очень авторитет...

Выяснить и записать

На предыдущих уроках дети уже выяснили и записали с помощью схемы сильные позиции гласных звуков. Эта схема заполняется постепенно, по мере накопления знаний о позициях звуков, постоянно висит в классе и является для детей основным справочником, куда они заглядывают, записывая слова.
1. Л.А.: На ка...

Схема, с помощью которой первоклассники записали свое понимание сильной и слабой позиции звуков

Прием выяснения позиции звука - «ощупывание»: попытка замены буквы, обозначающей звук. Если при такой замене значение слова сохраняется, то это означает, что за звук «спорят» две буквы, позиция этого звука - слабая, спорная. Например, читая две записи: ПИОН - ПЕОН, дети услышали название одного и то...

Учебные установки

В предыдущих эпизодах речь шла о том, как Митя осваивает содержание учебной деятельности - математические и лингвистические понятия и обнаруживает первые признаки теоретического мышления в научных понятиях. Ростки теоретического мышления - указатель на то, что у первоклассника начали складываться во...

Реконструкция возможного способа построения гипотезы Мити

Однако мысль первоклассника не рождается в ходе систематического рассуждения, и счастливое озарение Мити едва ли было порождено чисто логическим путем. Митя опередил учительские замыслы примерно на неделю. Людмила Андреевна планировала сегодня привести свой класс к открытию того закона русской графи...

Взаимонепонимание учителя и детей

Сейчас Инна почувствовала, что к ее чрезвычайно убедительной мысли надо что-то добавить или что-то изменить. Но учительница тоже почувствовала, что в ее упорном отказе от помощи детям что-то неверно.
Взаимонепонимание учителя и детей преодолено, в классе нарастает радостная, уверенная активность. Д...

Теоретическое допущение события, не зафиксированного эмпирически

В предыдущем эпизоде мы наблюдали мальчика, которому вдруг открылись новые возможности действия, и он радостно пробует их, втягивая своих одноклассников в эту увлекательную игру со знаками. Сейчас мы побываем на уроке, где основную работу по открытию новых закономерностей выполнила Митина одноклассн...

Радостное возбуждение

Само слово «открытие» в учебной ситуации раскрывает лишь одно из своих значений: снятие покровов, обнаружение того, что лежало за ними. С какой бы регулярностью и частотой это событие ни происходило в классе, как бы рационально, умело и тщательно оно ни было подготовлено, «открытие» всегда сопровожд...

Интуиция, инсайт, принцип сохранения

Было бы преждевременно и самонадеянно понятийно определять прозрачную метафору «нащупали». Интуиция, инсайт, принцип сохранения, обратимость умственных операций, интериоризация опосредствованного действия, перевод действия в умственный план и его сокращение - вот лишь начало перечня психологических ...

Кого? Что?

Этот человек может относительно правильно построить огромное количество высказываний так, что его поймет более компетентный слушатель. Собеседники могут даже немало узнать друг о друге и получать удовольствие от общения, пока им не надоест обмениваться новостями типа:
- I like swimming!
- And I li...

Микроанализ детско-учительского взаимодействия

На действия детей взрослый отвечает тоже в двух параллельных планах. С одной стороны - поощряет правильные результативные действия, с другой стороны - чутко улавливает и поддерживает любую пробу нового способа действия. И традиционные и новаторские способы действия, предлагаемые детьми, оцениваются ...

Портрет школьника

Итак, путь, который в начале урока проложил Митя, пройден многими его одноклассниками. Таблица сама «подсказывает» мысленное сокращение способа построения величины «Ф», и эта «подсказка» стала для детей заметной и понятной. Но Митя изобрел еще один способ мысленного сокращения способа построения сос...

Начало работы с новым заданием

Услышав три попытки определения «лучшего» способа построения величин, учитель дает новое задание, призванное уточнить и расширить представление детей о табличной форме описания величин.
Начало работы с новым заданием отрадное: ловушка разоблачена сразу, недостающие данные задачи востребованы. Следо...

Развитие учебной самостоятельности

Этот кусочек урока посвящен первому подведению итогов поиска лучшего способа построения величины. Интуитивное понимание того, что такое «лучший» и «худший» способ сложилось: в классе нет разногласий по поводу оценки пяти предложенных способов. А вот в способности дать словесное определение «лучшему»...

Майевтика мысли

Учитель просит детей высказать мысль, которая еще ни разу не звучала в классе. В предыдущих эпизодах дети охотно отвечали учителю в ситуациях, уже освоенных, привычных: назвать звук, обозначаемый буквой, назвать букву... Почти невербальная реплика 12 показывает, что в этом классе сегодня большинство...

Демонстрация знания

1. Учитель: Сегодня мы познакомимся с новыми буквами. Я их напишу, а вы мне скажете, вы знаете эти буквы или нет?
2. Голоса: Знаем. Знаем!!! Я знаю! Я давно знаю!!! Я все буквы знаю!
3. Учитель: Хорошо.
Урок начинается с классической триады. Учитель задает «легкий» вопрос, требующий от детей дем...

Работа гласных букв после согласных, непарных по мягкости/твердости

Форма постановки задачи на этом уроке классична для практики учебной деятельности : учитель помогает детям обнаружить противоречие между прежним знанием и новой ситуацией применения этого знания. Для того чтобы предметное противоречие стало заметным для детей и побудило их к действиям, направленным ...

Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Сегодня на уроке русского языка дети будут заняты поиском причин ошибки, типичной для первоклассников, но еще не сделанной в этом классе: почему после «Ч» и «Щ» рука сама может вывести буквы «Я» и «Ю». В сущности, весь урок будет посвящен тому слову из правила про «ЧА-ЩА», на которое в предыдущем кл...

Последние новости

Случайные новости

  • Северный край
    С первых шагов самостоятельной работы в театре Ростовцев стремился преодолеть штампы в истолковании прежде всего классических пьес. Его кипучая натура не мирилась с какой бы то ни было косностью.
  • Учебно-технический кабинет
    В задачу учебно-технического кабинета входит ознакомление преподавателей и инструкторов производственного обучения с новой техникой и новыми технологическими процессами, применяемыми на данном предпри ...
  • Роттердам
    Вечером 8 сентября мы отплыли из Роттердама, но встречный ветер почти на два дня задержал нас в Марслойсе, городке примерно в двух лье от Роттердама.
  • Режиссер И. А. Ростовцев
    Вслед за «Фронтом» к двадцати пятилетию Октября были поставлены «Русские люди» (режиссер В. А. Орлов, художник А. И. Ипполитов).
  • Эффективность когнитивно-поведенческих методов
    В своем Тренинге для агрессивных детей авторы объединили отдельные эффективные стратегии тренинга. Здесь ориентированный на детей подход сопряжен с систематической работой родителей для осуществления ...
  • Обзор фильмов: Герой-Предатель и Всадники Правосудия
    \"Герой-Предатель\". В середине XIX века значительную часть американской армии составляли ирландцы-иммигранты, которых «коренные» протестанты недолюбливали. Когда издевательства сержанта Д ...
  • Воспитание молодежи
    В последнее время отделы технического обучения значительно острее стали ставить вопрос о воспитании молодежи, привитии юношам и девушкам высокой морали, коммунистической нравственности, чувства советс ...
  • Материнский капитал
    Данная статья раскрывает понятия дополнительных мер государственной поддержки, материнского капитала и государственного сертификата на получение материнского капитала, порядок получения, оформления и ...
  • Главная партия работницы
    Однажды, в сезон 1930/31 года, Б. Л. по просьбе директора Большого театра Е. К. Малиновской сделал сообщение на тему о постановке «Пиковой дамы» Чайковского режиссером Н. В. Смоличем; в этом сообщении ...
  • Открытие конкурса
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]