Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Применение средств, усвоенных в школе, в задачах, не похожих на школьные

Перенос школьных знаний в ситуации, не похожие на те, где эти знания приобретались и контролировались - это как раз то, чем задачи тестов компетентности отличаются, с одной стороны, от тестов IQ, а с другой стороны от задач из школьных контрольных и экзаменационных работ. Те, кто лучше решает задачи...

Освоение схематических средств анализа предметов изучения

Чаще всего этим шагом все и заканчивается. В присутствии учителя, по его инициативе школьники успешно пользуются схемами, а по собственной инициативе не пользуются. Аналогия с изученным в школе иностранным языком здесь прямая. Для того чтобы сдать кандидатский экзамен, юноша неплохо переводит англий...

Существенный урок

Рассмотренный эпизод позволяет достаточно уверено утверждать: там, где ребенок начинает мысленно оперировать одновременно двумя взаимосвязанными и взаимодополняющими средствами анализа предмета, возникает самостоятельное действие в логике предмета, опережающее учительский замысел.
Средства анализа ...

«Многоязычие» как условие самостоятельного понятийного мышления

Заметим, что здесь развернутая речь обслуживает построение АЛГОРИТМА, который вскоре будет сокращен и автоматизирован. Именно в своем дальнейшем развитии действие обслуживается внутренней речью - средством мысли со всеми ее атрибутами - предикативностью, сокращенностью, неадресованностью и пр. Таков...

Совместный поиск нового способа действия

Четвертый год обучения. Февраль. Тема урока математики - сравнение дробей150. Дроби были введены совсем недавно. Математический смысл дроби был открыт с помощью геометрической схемы или чертежа, отображающего действие деления. Формальные алгебраические операции с дробями еще не начинались. Сейчас уч...

Конец занятия

В конце занятия экспериментатор вновь просит Митю сформулировать открытый им закон письма и выслушивает чрезвычайно занятное рассуждение:
«Можно проверять за корнем, если слово изменить по числу. Нет!.. Если корень большой, можно проверять без словаря, изменив по числу. Слово должно быть маленьким,...

Успешность второклассника

Успешность второклассника Мити была достаточно высокой, но не полной. Так, Митя обнаружил легкое несовершенство речевых навыков. Из 20 слов, предложенных для устной тренировки в изменении по числу, в двух случаях Митя делает детские ошибки: РОТ - РОТЫ, ЧУДО - ЧУДЫ. Эти простительные для восьмилетнег...

Разобранный урок

В разобранном выше уроке русского языка, посвященном возможности распространить общий способ орфографического действия на новую территорию, Митя был на пике своих поисковых Портрет школьника В интерьере учебной деятельности 315
возможностей в двух ключевых моментах решения учебной задачи. Во-первых...

Высокая поисковая активность в совместной учебной деятельности

Сорок школьников, которые участвовали в обоих индивидуальных экспериментах, были разделены на две группы по усредненным показателям ПА каждого ребенка во втором и третьем классе на уроках математики и русского языка. В группу «ПА выше 75 баллов по 100балльной шкале» попали 18 детей, в группу «ПА ниж...

Уровень рефлексивной самостоятельности в группах детей

Полученные данные позволяют сделать следующий вывод:
Группы с разной ПА в совместной учебной работе не различаются по уровню развития житейского мышления, но значимо различаются по всем проявлениям рефлексивного мышления. Очевидно, что житейское мышление едва ли является предпосылкой для развития р...

Способность применять открытый способ зеркального письма в практическом действии

Способность, открыв новый способ действия, решать задачи на его применение «с места», без проб и ошибок характерна для рефлексивного действия. Для диагностики этой стороны рефлексивности, мы предлагали детям, прочитавшим семь вывесок, написать самостоятельно вывеску ИГРЫ. «Так как сейчас сильные мор...

Образцы вывесок, вид изнутри

Для того чтобы решить задачу, надо было открыть способ зеркального письма, то есть две взаимосвязанных особенности «правильного» зеркального написания: чтобы «снаружи» оно читалось нормально, слева направо, писаться «изнутри» оно должно НАОБОРОТ: справа налево; несимметричные буквы должны быть перев...

Тебе захотелось посмотреть кино

Ты заходишь в кинотеатр и читаешь ту же самую вывеску изнутри... Ты заметил, как необычно выглядит надпись изнутри. Хочешь еще раз проверить, что эту надпись с той стороны - с улицы – читать легко и просто?...
Вот этот секрет художников тебе и предстоит разгадать. Они придумали, как писать слова и...

При диагностике младших школьников

При диагностике младших школьников предпочтительны такие задачи, которые могут быть решены не только в умственном плане; материал задачи должен содержать возможность материализовать искомый способ производства объектов задачи.
Отвечающий этим двум условиям сюжет диагностической задачи был в нашем э...

Рефлексивная самостоятельность ребенка

Учебной самостоятельности невозможно научить напрямую; учитель может лишь создавать условия, в которых востребована детская самостоятельность в определении границ применимости известного способа действия и построении гипотез о том, как преобразовать этот способ действия в новой ситуации. В первом кл...

Пять и менее баллов

В табл. 27 приведены данные о числе детей, получивших в этом эксперименте оценки 7 и 6, то есть обнаруживших высокую степень самостоятельности в рефлексивных моментах решения учебной задачи. В индивидуальных экспериментах принимали участие 49 второклассников; данные эксперимента сопоставлены с данны...

Общая схема вопросов экспериментатора

Но в зависимости от хода мысли каждого ребенка, экспериментатор предлагал большую или меньшую дозу помощи, с тем, чтобы каждого ребенка довести до радостного: «Эврика! Я сам открыл новый закон русского письма!» Степень самостоятельности ребенка оценивалась в баллах.
Рефлексивные способности ребенка...

Индивидуальный поиск границ известного способа действия, гипотезы о новом способе действия

Как известно, поисковая активность существует в индивидуальной и совместной форме. Описанный только что шаг рефлексивного развития был получен как результат совместного поиска. Тот же эффект был воспроизведен в индивидуальном эксперименте, где экспериментатор в середине второго года обучения предлаг...

Вера учителя в возможности детей оправдалась

Митя сформулировал те два основных вопроса, на которые предстоит ответить. Валя на один из содержательных вопросов ответил формально: будем ее обозначать треугольником. Однако в этом ответе прозвучала мысль о схеме слова, в которой между корнем и окончанием лежит зона неопределенности. В сущности, В...

Общий способ действия как основа рефлексии, целеполагания и планирования

В следующем эпизоде учитель пробует определить, могут ли третьеклассники составить план предстоящего действия, способ осуществления которого лежит далеко за пределами детского знания.
Начиная этот эпизод, учитель, в самом деле, не ведал, что последует дальше. Стратегический план педагога очевиден: ...

Совместный поиск границ известного способа действия, гипотезы о новом способе действия

В деталях детям еще предстоит разобраться, но общий стон «Неет!» говорит о том, что нарушение основного закона письма в учительском предложении почувствовали многие третьеклассники.
Этот эпизод резко отличается от предыдущих, во-первых, по энергетике класса, во-вторых, по характеру диалога. Вместо ...

Как учатся учиться?

Все эти операции со словом третьеклассники уже способны выполнять в умственном плане, но в начале формирования каждой операции они учились действовать с материальными опорами - схемами слова. На рис. 99. изображено то, что ученики уже знают о слове. В схеме присутствуют пустоты - места до и после ко...

Учебное поведение школьника, для которого поиск стал органичным проявлением на уроках

Относительная независимость поискового поведения взрослеющего Мити от усилий учителя по организации поиска говорит о том, что поиск становится для этого ученика индивидуальной характеристикой, проявляющейся и там, где внешняя обстановка этому способствует, и там, где нет прямых приглашений к поиску ...

Поисковая активность

Мы исследовали влияние учебной среды, организованной как постоянное приглашение детей к поиску новых средств действия в недоопределен- ных учебных ситуациях, на становление их поисковой активности как индивидуального стиля поведения. И обнаружили следующее:
1. Поисковая активность совместно действу...

Реконструкция гипотетического механизма

Приведенные данные позволяют провести реконструкцию гипотетического механизма становления поисковых установок как поведенческого стиля. Подчеркнем, что речь идет не об общевозрастных, а об индивидуальных особенностях развития мальчика, обнаружившего в семь лет предрасположенность к поисковой активно...

Профили поведения в недоопределенной житейской ситуации

Первая ситуация знакома Мите не понаслышке. Он давно учится играть на фортепьяно; гитару освоит сам в ближайшем будущем. Не случайно, что и на пятом, и на седьмом году обучения в этой знакомой ситуации обучения Митя дает одни и те же ответы. Он устойчиво выбирает поисковое поведение и устойчиво отве...

Направленность на поиск

Разумеется, в Митином высказывании речь идет об ученической, а не общечеловеческой сути, хотя. Направленность на поиск, на выход за границы своих возможностей может стать базисной характеристикой человека, его особым даром, проявляющемся в самых разных сферах деятельности и зачастую неудобным для ок...

Общая картина учебного процесса

Сводя в общую картину разрозненные данные, представленные выше, можно полагать, что больше всего Митя любит оказаться на том уроке, где поиск особенно напряжен, но сам готов к поиску даже там, где от него этого не ждут и не создают для этого оптимальных условий.
Эта картина, выступающая за данными ...

Алгебра, геометрия

Мы видим, что в глазах своих учителей Митя - это идеальный ученик для математического и естественнонаучного профиля, сам он легко сочетает строго научные и гуманитарные интересы и при этом не ориентируется на свой уровень успешности в соответствующих предметах. В этом отношении особенно показателен ...

Химия

Химию Митя полюбил с первой встречи и оценивал одинаково высоко на протяжении всей основной школы. Отношения с первой школьной любовью - математикой складывались неровно : при неизменно высоком уровне понимания, уровень интереса к предмету резко колебался. Эти данные приведены для того, чтобы показа...

Учебные интересы

Об интересе к школьным учебным предметам Митю и его одноклассников спрашивали «в лоб». В конце учебного года психолог приходил в класс, раздавал ученикам таблицы и объяснял цель работы так: «Прошел учебный год. Все учителя на каникулах подводят итоги. Им будет полезно узнать ваши мнения о том, наско...

Реакции мальчиков

Митя перестал улыбаться, отвел глаза, умолк и явно был смущен. Володя - гораздо более зрелый полемист и человек светский, т.е. превосходными манерами прикрывающий свои чувства - нашел, как перевести неприятный разговор в остроумно-отстраненную тональность. Он вежливо поинтересовался происхождением с...

Школьная жизнь

К этому времени школьной жизни Мити относится следующий эпизод. После полугодового отсутствия я145 вернулась в школу и сразу отправилась в свой любимый класс на урок к своей любимой учительнице математики. После долгого отсутствия изменения, произошедшие в классе, были особенно заметны, и особенно м...

Причины спада учебного процесса

Еще одной возможной причиной спада ученической исполнительности ученика, который активнейшим образом участвует в уроке, если ставится новая учебная задача, может быть давление сверстников. Полезави- симость Митиного поведения на уроке, его подверженность настроениям, царящим в классе, можно оценить ...

Тревоги семьи

Наибольшие тревоги семьи связаны с возросшей школьной нагрузкой сына: «Хорошо бы немного уменьшить нагрузку, т.к. ребенок мало бывает на воздухе» - пишет Митина мама. Эти слова полностью совпадают с главным пожеланием ее сына: «Побольше отдыхать на свежем воздухе».
Мама не обольщается относительн...

Четвертый год обучения

Четвертый год обучения дает учителям надежду на то, что мальчик, отстающий от сверстников именно в умении следовать инструкции и правилу, начал взрослеть и сможет преодолеть свой недостаток: по исполнительской активности Митя впервые попал в первую десятку класса. Но при переходе в основную школу, п...

На заре школьной жизни

Больше всего мне нравится играть в мяч и пропалывать грядки. Как бы на втором месте я люблю заниматься спортом, особенно на соревнованиях. Еще мне очень нравится читать книги. А потом идут телевизор и компьютер. Еще на третьем месте мне нравится учиться на одни пятерки и очень много думать над интер...

Мотивирующие механизмы

На фоне плавного, постепенного снижения средних показателей исполнительской активности класса стремительное падение Митиной исполнительности между четвертым и шестым годами обучения выглядит устрашающе. Похоже, что к «подростковой яме» знаменующей кардинальную перестройку не только гормональных, но ...

Падение интереса

Постепенное падение исполнительности Митиного класса между третьим и шестым годами обучения едва ли означает, что, к примеру, дети чаще стали приходить в класс без домашних заданий. Скорее всего, это медленное падение показателя исполнительности указывает на возрастающие требования и нетерпение учит...

Развитие интереса у ребенка

Мите по-прежнему интересна, ценна, привлекательна новая тема, новая возможность открыть для себя неизвестный способ решения задач. В самом начале «темы» или введения в новый класс задач мальчик открывает для себя общий способ их решения и далее усматривает этот способ во всех вариантах задач, предл...

Последние новости

Случайные новости

  • Доминиканская часовня
    Что же касается сравнения, то незадолго до того я получил вместе с другими фотографиями, присланными мне Матиссом все для той же книги, так и не вышедшей у Скира, одну, где именно Зюлъмаво всей ее наг ...
  • Где может работать студент?
    Большинство современных студентов не дожидаются, когда они получат диплом. А уже с первых курсов обучения пытаются устроиться на хоть какую-то работу, которая будет приносить доход.
  • Типичный страх у детей
    Создается функциональный способ приобретения опыта, основанный как на «Я- функции», так и на защитных механизмах: имитации, проекции, интроекции, идентификации. Доминирующим способом организации опыта ...
  • Туры на новогодние каникулы: цена вопроса
    Без преувеличения можно сказать, что единственный праздник, к которому готовятся загодя и отмечают все без исключений – это Новый год.
  • Личные черты у детей
    Некоторые другие личностные черты, качества и «симптомы» также, считается, имеют генетическую основу. Bakwin и Bakwin указывают на факторы наследственности при обсессивно-компульсивной болезни у детей ...
  • Правила выбора хорошего частного детского сада
    Любящим родителям зачастую бывает крайне сложно доверить свое чадо чужому человеку. Однако, по достижении крохой 2-х лет (то есть примерно за год до поступления) все-таки стоит приступить к поиску под ...
  • Школьные успехи
    Взаимоотношения между О. и школьными успехами имеют непосредственное значение для вопросов практической педагогики; ибо они открывают нам возможность понимания факторов, от которых зависят успехи дете ...
  • Компания Метро Голден Майер
    Еще интереснее случай Нельсона Эбо, юноши из Анголы, которого пришли спасти три тенора с Запада, будто воплощение волхвов в эпоху апокалипсиса.
  • Представление о цикловом графике
    Цикловой график напоминает расписание движения поезда — когда поезд трогается в путь, сколько затрачивает времени на пробег и когда прибывает на каждую промежуточную станцию, а в конце пути — на станц ...
  • Как распечатать книгу на принтере
    На сегодняшний день скачать себе на телефон, планшет или смартфон книгу в электронном варианте бесплатно может каждый человек, поскольку это очень просто делается и каждый с этим справится. Но не всег ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]