Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Рисунки

Самовыражение через искусство может оказаться очень действенным для детей, подвергшихся сексуальным домогательствам. «Дети могут нарисовать то, чего не могут сказать».
Рисование является для детей развлечением; необходимость говорить о перенесенном надругательстве отступает, и они могут исследовать свои чувства, фантазии и проблемы. С помощью рисунков дети рассказывают терапевту о самоощущении, о травматических событиях, об обидчике, о поддержке семьи. Дети могут использовать рисование для символического выражения чувств, связанных с причинением вреда, ощущением внутренней «грязи и хаоса», стремлением найти способ контролировать эти чувства. Искусство также дает возможность эмоционально дистанцироваться от пережитого, что в свою очередь позволяет детям обращаться к собственным чувствам и переживаниям.
На занятиях по игровой терапии дети, подвергшиеся сексуальным домогательствам, обычно выбирают художественные способы самовыражения. Гениталии у изображаемых ими людей обычно гипертрофированы или преуменьшены. Фигурки могут быть бесполыми или очень обольстительными; гениталии также могут быть изображены отдельно от тела. Такие рисунки имеют ряд характерных особенностей: изображение лица или головы без тела, или только верхней половины тела, изображение тела без рук или ног, тела со спрятанными руками или тела, крупные части которого перечеркнуты. Отсутствие частей тела зачастую объясняется тем, что детям трудно изображать тело после пережитого сексуального надругательства. Салли — девочка, подвергавшаяся сексуальным домогательствам со стороны своего брата,— могла изображать себя только в виде головы и вагины; брата же она изображала в виде головы и пениса. В результате перенесенной травмы Салли стала считать, что все ее тело имеет отношение к сексу; она утратила истинное самоощущение.
Рисунки детей, подвергавшихся сексуальным домогательствам, также могут содержать сексуальные элементы и изображать «сексуальных» людей, людей с гениталиями, гениталии с признаками эякуляции, людей, совершающих сексуальные действия, длинные фаллические символы, фигуры с большими открытыми ртами или пару людей, покрытых точками. Дети могут использовать темные цвета — красный, черный либо красный с зеленым, рисуя дом, дверь в котором должна быть непременно красного цвета. Иногда дети изображают фигуры с анатомическими подробностями и протыкают гениталии ручкой или покрывают их каракулями, а затем рвут и выбрасывают рисунки. Часто дети, ставшие жертвами сексуальных домогательств, рисуют змей и ведьм, символизирующих пережитую травму; также могут неосознанно рисовать гениталии, принимающие вид облака, дерева, сердечка или радуги.
В рисунках детей, подвергшихся сексуальному насилию, встречается также инкапсуляция своего Я в таких объектах, как дерево, машина или дом; инкапсуляция обидчика; использование клиновидных форм в изображении дома, дерева, человека или клиновидных предметов, направленных в область гениталий человеческих фигур.
Дети могут создавать серии рисунков, тема каждого из которых связана с перенесенным надругательством. В подобных серийных рисунках, как правило, прослеживаются три стадии: начальная, промежуточная и заключительная. На начальной стадии в рисунках подвергавшегося сексуальным домогательствам ребенка воплощается его «мир», причина его проблем, чувства отчаяния и попытки овладеть ситуацией. Такие дети могут изображать самих себя в карикатурной манере, усиливая отрицательные характеристики, которые, как они считают, соответствуют действительности. На промежуточной стадии в рисунках отражаются эмоции, борьба противоположностей и чувство собственной изоляции. На заключительной стадии в рисунках проявляются вновь обретенное чувство собственного достоинства, самоконтроля и самообладания. По мере исцеления характер рисунков детей, ставших жертвами сексуальных домогательств, меняется: изображения причиненного вреда и испытываемой боли вытесняются изображениями восстановления и здорового функционирования.
«Ребенок, перенесший такую разрушительную травму, сделал целый ряд негативных открытий о себе, других людях и окружающем мире. Игра позволяет переработать и вывести эту информацию вовне. В игре дети учатся справляться с тем, что представлялось им неуправляемым».
Дети, подвергшиеся сексуальным домогательствам, в игровой комнате демонстрируют различные типы поведения, направленного на перестройку и переориентацию своего Я, что позволяет индивиду проявляться в игре в своем истинном виде и чувствовать себя любимым и принятым в таком качестве. Проявление подобных типов поведения не является абсолютным подтверждением факта сексуальных домогательств, однако терапевты должны изучить разнообразные формы поведения, которые могут демонстрировать в игровой комнате дети, ставшие жертвами такого опыта. Если терапевт обращает внимание на все оттенки эмоциональной окраски разнообразных типов поведения, характерных для травмированных детей, он может лучше понять и принять их, что, в свою очередь, укрепит детей и поможет посредством игры залечить травму, причиненную сексуальным насилием.

Последние новости

Случайные новости

  • Организация и содержание работы по профессиональной ориентации
    Труд занимает ведущее место в социалистическом обществе и в жизни каждого советского человека, поэтому выбор профессии является решающим фактором в его жизни. Человек становится мастером своего дела т ...
  • Деревянные дома под ключ «Леспромстрой»
    С развитием сферы деревянного домостроения возрастает количество компаний, которые готовы предложить вам свои услуги.
  • Что я знаю о чувств е вины и о том, как просить прощения
    Для женщины это очень сложно. Нам кажется, что мы всегда должны быть идеальными — идеальными спутницами жизни, идеальными работницами и идеальны^ ми матерями. Я предпочитаю считать, что достаточно быт ...
  • Зоологические мамы
    Так Макаренко называл сверхзаботливых матерей, которые с \"панической, бессмысленной и вредной услужливостью пресмыкаются перед зоологическим, слепым инстинктом. Начинается \"зоологизм\" с самого рожд ...
  • О тестах окружающего мира
    Нам представляется весьма странным то обстоятельство, что Meumann в том месте, где он пытается применить свою теорию к системе Б. С., совершенно не упоминает о смешанной группе тестов с совпадающими с ...
  • Тедди развил сильное чувство индивидуальности и обладания
    Когда другой ребенок залезал на колени его матери, он сталкивал его, говоря: «Нет. Мамочка - моя». Он называл Центр «мой садик», показывая, что у него, как и у Чарли, тоже есть свой детский сад. Эта с ...
  • Травматизм у детей в летнее время
    Лето – самое любимое время года у детей. Но именно с наступлением летних каникул возрастает проблема детского травматизма. Это связано в первую очередь с повышенной двигательной активностью, ...
  • Гальваническая эпиляция
    Жизнь каждой следящей за собой женщины сопровождается процедурой депиляции — удалением волосков с кожи.
  • Гипотония
    Гипотония — состояние, характеризующееся пониженным тонусом скелетных мышц, наиболее распространённое неврологическое моторное расстройство периода новорождённости. Необходимо определить уровень блока ...
  • Задание 7. Игрушки. Рассказ по картинке.
    1. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз):
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]