Многие родители детей с синдромом Дауна отмечают, что появившееся у ребенка слово быстро исчезает из его словаря. Почему это может происходить? Одной из основных причин этого является невостребованность данного слова в общении и речи. Не будем забывать, что основная функция речи, особенно первых лет жизни, - коммуникативная и потому требование взрослых повторить слово не отвечает ее основной цели - общению. Многократные и скучные просьбы сказать «мама» совсем не одно и то же, что веселая игра в прятки, когда в ответ на зов ребенка мама появляется в поле его зрения, берет на руки и целует.
Разнообразить будни с ребенком можно с помощью хотя бы даже короткой поездки в другую страну. Сейчас можно выгодно и быстро купить
http://www.aviabilet.ru. Спасибо за это сайту http://www.aviabilet.ru. И отправиться в яркое и интересное путешествие.
Помогите ребенку понять, что он может выражать свои желания жестом, звуком или словом, покажите, что это поможет ему достичь желаемой цели. Научите его на практике различать смысл слов «да», «нет», «дай» и указательного жеста. Создавайте ситуации, когда он сможет использовать эти сигналы. Для этого вы можете предлагать на выбор два предмета, ориентируясь на вкусы и интересы вашего малыша. Например, вы знаете, что ребенок из всех предметов выделяет мобильный телефон. В этом случае, предлагая ему этот желанный для него предмет наряду с менее значимым, например расческой, вы можете задавать вопросы: «Хочешь телефон?», «Хочешь расческу?», «Что ты хочешь?», «Что тебе дать? Попроси!». Предлагайте малышу образцы ответов в виде жестов, движений, слов. Хвалите за любой ответ и выполняйте просьбу, высказанную любым приемлемым способом.
Это поможет вам лучше понимать вашего малыша и избавит от множества поведенческих сложностей, когда ребенок, не имеющий возможности выразить свое согласие/несогласие или просьбу, вынужден добиваться своего криком или плачем.
Создавайте эмоционально окрашенные ситуации, вызывающие у ребенка желание, потребность и возможность произнести те слова, которые он умеет говорить. Предлагайте малышу выбор из двух предметов или ситуаций, задавайте не только закрытые, но и открытые вопросы. Закрытый вопрос предполагает ответы «да» или «нет». Например: «Ты хочешь яблоко?», ответ «Да» или «Нет». Открытый вопрос: «Что ты хочешь яблоко или сыр?» дает возможность ребенку ответить, например, «яба», что означает «яблоко», или «сы», что, соответственно, означает «сыр». Позже можно уже задавал» открытый вопрос без подсказки, например: «Что тебе дать покушать?». Естественно, что использование открытых вопросов, как правило, возможно только в том случае, когда необходимые для ответа слова уже есть в активном словаре ребенка.
В то же время для детей с синдромом Дауна, у которых понимание речи намного опережает активную речь, вполне допустим прием, когда открытые вопросы задаются ребенку при отсутствии у него в словаре необходимых слов. В этом случае необходимо предусмотреть другие возможности для ответа. Например, в примере про яблоко и сыр, важно дать ребенку возможность в ответ на вопрос взять или показать желаемый продукт.
Дополнительные способы стимуляции речевой активности
Продолжайте делать массаж мышц лица и рта.
Используйте упражнения, направленные на выработку общего и речевого дыхания.
Данный этап - это время расширения репертуара первых пальчиковых игр, также стимулирующих речевую активность. Попробуйте предложить своему малышу игры, описанные в приложении 5.
Основные достижения данного этапаВаш ребенок научился понимать простые просьбы и инструкции, он умеет выразить свои желания с помощью лепетных слов и жестов, у него появилась и развивается предметно-игровая деятельность - всё это говорит о том, что данный этап развития успешно завершился.
Пятый этап. Освоение простых слов
Коротко о названии
По мере освоения ребенком речи в его словаре всё чаще встречаются слова из взрослого лексикона, которые ребенок старается упростить при произнесении, например: мами (возьми), апопа (автобус).