Начинать знакомство детей с буквой нужно с ее показа. Можно нарисовать букву крупно на листе бумаги. Для лучшего запоминания можно рекомендовать родителям вырезать буквы из бархатной или наждачной бумаги (плотной фактурной ткани, поролона и т. п.), а затем наклеить их на лист плотного картона.
Освоение буквы должно происходить во всех модальностях: зрительной, тактильной, кинестетической, кинетической.
Ребенок должен тренироваться обводить контуры буквы пальцем, сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно, с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Тактильные ощущения помогут быстрее запомнить контур буквы. Можно лепить буквы из пластилина и украшать их по контуру фасолью, бусинами, пуговицами и т. п. Графические изображения становятся яркими, красивыми и хорошо запоминающимися зрительно. Наши педагоги давали родителям задания вместе с детьми делать дома такие поделки, которые потом демонстрировались на уроках и вывешивались в классе.
Очень хорошим для запоминания букв упражнением является игра «Мешочек». Ребенок на ощупь, ориентируясь только на тактильно-кинестетические ощущения и свои представления о графическом образе и пространственном строении букв, определяет, какие именно буквы находятся в мешочке. Буквы могут быть деревянными или пластмассовыми. Можно спрятать буквы в миску с гречкой, и тогда дети должны будут найти их там и узнать. В этих упражнениях задействуются все дети по очереди.
Зачастую люди с ограниченными возможностями стараются общаться с людьми с такими же проблемами. Общению очень помогает
http://www.ccdi.ru/ - социальная сеть для инвалидов.
Для запоминания элементов, из которых состоит буква, дети должны видеть ее поэтапное написание. Педагог пишет букву на доске и комментирует, из чего она состоит. Например: «Палочка вниз, палочка в сторону, палочка вниз, получилась буква П». Необходимо постоянно использовать задание выложить на партах по образцу буквы из палочек, из шнурочков.
Упражнение «Найди букву» можно выполнять, используя плакат с азбукой, вывешенной в классе или дома, магнитные буквы или электронную азбуку, предварительно проверив, соответствуют ли названия букв в ней произнесению звуков. К выбору такой азбуки надо подойти внимательно: если, нажимая кнопку, ребенок будет слышать «ЭЛ» вместо «Л» или «ЭР» вместо «Р», то пособие использовать нельзя.
Для введения изученных букв в речь полезно вывешивать крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее. Изучаемые буквы должны как можно чаще попадать в поле зрения ребенка.
Важным заданием является упражнение «Слушай и показывай», в котором педагог называет букву, а дети выбирают ее из нескольких карточек и показывают.
Хорошим упражнением для зрительного запоминания служит упражнение с таблицей, где кроме нужной буквы есть еще много знаков и символов. Ребенку предлагается найти нужную букву на листе и зачеркнуть ее.
Можно использовать сортировку картинок по первой букве в слове. Подбираем картинки на изучаемые буквы. Две буквы прикрепляем к разным коробкам. Ребенок называет картинку и кладет ее в нужную коробку.
Самостоятельная обводка буквы цветными карандашами по контуру несколько раз с проговариванием дает ребенку возможность лучше почувствовать образ буквы и крепче запомнить его. Дети с синдромом Дауна очень любят плоды своего творчества, поэтому нужно давать им больше самостоятельности, помогая на начальных этапах.
Упражнения, где буквы можно изобразить с помощью тела, очень нравятся детям, и они с удовольствием показывают букву «О», сложив руки в кольцо, или «Ф», поставив руки на пояс. Ко многим буквам есть маленькие стихотворные тексты, которые легко запоминаются и оживляют занятия.
Мы не ставили задачу описать все упражнения, которые применялись на занятиях, проводившихся в Даунсайд Ап, их было очень много. Педагоги, занимающиеся подготовкой к школе детей с синдромом Дауна, сами могут придумать большое количество разнообразных упражнений, которые будут основаны на их собственном опыте. Важно, чтобы специалисты, которые помогают детям усваивать буквы, постоянно разнообразили свои методы и приемы, искали, что больше нравится детям, на что они сильнее замотивированы. Необходимо помнить еще и о том, что дети с синдромом Дауна могут быстро запоминать буквы, но также быстро их забывать, поэтому повторение изученных букв должно обязательно входить в структуру урока.