Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Целостность и внутреннее формирование одаренности

В кардинальном вопросе о том, имеем ли мы вообще право смотреть на одаренность, как на целостную общую способность,—или же речь может итти лишь о сосуществовании различных способностей—единодушие все еще не достигнуто .
Взгляд на О.
, как на нечто целостное—вначале выдвинутый Спирмэном и защищаемый также в нашем труде— между прочим, в последнее время опять высказан О. Манном, который видит в О. замкнутую в себе и отграниченную от других предрасположений „способность к схватыванию объективных отношений".
Эта точка зрения, однако, приводит к значительным— и в настоящее время совершенно неприемлемым—преувеличениям, когда из нее делают догматический вывод; всю психическую особенность человека в целом можно охарактеризовать одной только цифровой мерой. Такая догма— словесно большей частью не выраженная—довольно часто кладется в основу тестовой практики, собственно той, которая развилась в непосредственной связи с системой Бинэ, в этих случаях качественные различия, выделяющие своим своеобразием психические функции—в расчет не принимается; предполагается, что любой человек может быть охарактеризован и сравниваем с другими людьми с помощью простого индекса одаренности—будь этот индекс—коэффициент одаренности или какая нибудь другая цифровая мера»
Прежде чем, в противовес этим односторонним взглядам, формулировать свою собственную точку зрения, мы должны очертить положение вопроса в настоящий момент.
Когда на первый план выдвигается задача психологического анализа отдельных актов одаренности человека, то, естественно, больше всего бросается в глаза царящее здесь огромное разнообразие; находишь функции восприятия и наблюдения, осмысленного и бессмысленного запоминания, внимания, комбинаторские функции мышления и воображения, направление интересов и т. д.; убеждаешься, что у одного и того же человека эти частичные функции могут быть развиты в различной степени—и невольно считаешь необоснованным: взгляд, что есть одно целостное предрасположение, выделяющееся над этими частичными функциями и заключающее их в себе; можно даже усмотреть в подобного рода взгляде чуть ли не возвращение к старой, давно преодоленной теории способностей (как это, например, делает И. Виттман).
Противником идеи целостности одаренности является также О, Липман. Он ставит свою теорию О. в органическую связь с т. н „структурной” психологией1) (Gestaltpsychologie) и отстаивает следующую точку зрения: свойство психического вообще—это образовывать „структуры (Gestalten), т. е. осмысленные единства; характерная черта отмеченного одаренностью действия — это сообразное „с предметом" и „с целью41 выполнение деятельности структуирования. „Сообразное с предметом" означает: психическая структура, которую надо создать, соответствует своеобразию структуры предмета (при чем предметом может быть обєкт физического или психического окружающего мира или собственный внутренний мир); „сообразное с целью" означает: средства к формированию структуры соответствуют поставленной цели.
Деятельность структуирования расчленяется по Липману на три подвида: форма последующего структуирования (психическое копирование уже существующей структуры, как например, в наблюдении, припоминании, понимании); структуирование нового (образование еще не существующей психической структуры: художественная концепция, логическая конструкция); переконструирование (изменение существующей физической и психической структур: физическая работа; влияние на других; самовоспитание).

Последние новости

Случайные новости

  • Международные морские перевозки
    Морские перевозки – это один из самых востребованных, эффективных и постоянно применяемых способов транспортировки различных грузов.
  • Как обновить интерьер с помощью люстр и светильников
    Современный интерьер неразрывно связан с качественным и стильным освещением. Можно сказать, что освещение является завершающим штрихом всей дизайнерской идеи, который может подчеркнуть индивидуальност ...
  • Люди
    В средней части группы делегатов, видимых главным образом со спины, слева молодой рабочий. Весь обращенный к В. И. Ленину, он на миг обернулся к старику, которому помогает подняться со стула, как бы г ...
  • Гастроли в Париже
    Гастроли прошли хорошо по всей Германии и в Париже, где мы были один месяц. Там мы встретились с Ильей Эренбургом.
  • Вопрос о том, можно ли увеличить IQ
    Сталкивается с противодействием и становится предметом бесчисленных исследований, что свидетельствует о громадной инерции научного мышления. В этой связи очень ценен один исчерпывающий обзор исследова ...
  • Анализ учебно-воспитательного процесса
    Показывает, что на передовых промышленных предприятиях уделяется большое внимание совершенствованию учебно-методической работы. На таких предприятиях проводится обмен опытом работы: открытые уроки; се ...
  • Как устроить судьбу теннисиста?
    Прежде всего, нужно запомнить, что детский теннис сейчас превратился в полупрофессиональный вид спорта - многочасовые тренировки, разъезды по турнирам, рейтинги, травмы. Вот только, в отличие от профе ...
  • Обретение способности символически выражать то, что занимает мысли,— это решающий шаг
    Умение производить такие сложные манипуляции предполагает наличие некоторых представлений о геометрических принципах (превращение листа прямоугольной формы в бумажную полоску длиной в несколько ярдов) ...
  • Ненасильственный метод
    Как правило, люди, наделенные равной или относительно равной властью (при равноправных взаимоотношениях), редко используют метод I. А если один из них вдруг попытается его применить, то другой вряд ли ...
  • Исторические аспекты психологического развития семьи
    В течение всей жизни мы сохраняем в своей памяти образы самых близких нам людей, отношения с ними и их отношение к нам. Каждая новая семья должна стараться сберечь семейные традиции. Члены семьи объяс ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]