Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Активное выслушивание

Вот еще один способ отвечать детям, если они столкнулись с проблемой. И способ этот еще более эффективен, нежели фраза- «отмычка», которая является лишь приглашением к разговору. Эти фразы лишь приоткрывают дверь, чтобы ребенок мог высказаться. Но родителям следует также научиться держать дверь открытой.
Активное выслушивание куда эффективнее пассивного выслушивания (молчания); это верный способ вовлечь в разговор как «отправителя», так и «получателя» информации. Но чтобы научиться слушать активно, родителям необходимо расширить свои знания о том, что собой представляет процесс коммуникации между двумя людьми.
Когда ребенок обращается к родителю, он делает это потому, что испытывает такую потребность. А возникает она оттого, что с ним что-то происходит: ему чего-то хочется, или он испытывает дискомфорт, или его переполняют эмоции, или он чем-то обеспокоен, или столкнулся с какой-то проблемой. В таких случаях мы говорим, что ребенок вышел из равновесия. Чтобы вернуться обратно в состояние равновесия, ребенок обращается к родителю. Предположим, что он голоден и говорит отцу: «Папа, скоро будет ужин?»
В сущности, это кодированное сообщение об испытываемом ребенком чувстве голода, которое отец еще должен расшифровать. Если отец правильно расшифрует послание, он поймет, что ребенок голоден. Но если вдруг отец истолкует данное сообщение таким образом, что ребенок интересуется ужином, потому что надеется еще погулять перед сном, возникнет недопонимание, и процесс коммуникации будет нарушен. Возникает помеха — но ни ребенок, ни отец об этом не подозревают, поскольку они не могут читать мысли друг друга.
Именно такая ситуация часто складывается между двумя людьми в процессе коммуникации: получатель информации неверно понимает сообщение, переданное отправителем, причем ни тот, ни другой не подозревают об этом.
Представьте, однако, что отец решил на всякий случай проверить, правильно ли он понял сына. Он может сделать это, просто повторив ребенку вслух свои мысли — результат расшифровки сообщения: «Ты хотел бы успеть погулять перед сном». Получив от отца ответную информацию, ребенок сможет сказать, что отец неправильно его понял:
РЕБЕНОК: Нет, папа, я не это имел в виду. Я хотел сказать, что проголодался и просто хотел бы поскорее поужинать.
ОТЕЦ: А, понимаю. Ты голоден. Может, сделать тебе бутерброд? Мы будем ужинать все вместе, когда мама придет с работы.
РЕБЕНОК: Понятно. Тогда я сделаю себе бутерброд.
Когда отец пересказывает ребенку, как именно он понял его сообщение, он прибегает к методу активного выслушивания.
Вот несколько примеров активного выслушивания:
РЕБЕНОК (плачет): Дилан отобрал у меня машинку!
РОДИТЕЛЬ: Ты обиделся на него. Тебе не нравится, когда у тебя отбирают игрушки. РЕБЕНОК: Еще бы.
РЕБЕНОК: Мне совсем не с кем играть, ведь Тайлер уехал куда-то на каникулы. Даже не знаю, что бы такое придумать. РОДИТЕЛЬ: Твой товарищ уехал, и ты не знаешь, во что бы поиграть.
РЕБЕНОК: Ага. Да, хотел бы я что-нибудь придумать!
РЕБЕНОК: Ужас, в этом году нам дали такую тупую училку! Я ее терпеть не могу.
РОДИТЕЛЬ: Я так понимаю, что новая учительница тебе не нравится.
РЕБЕНОК: Ну да.
РЕБЕНОК: Знаешь, пап, я собрал футбольную команду.
РОДИТЕЛЬ: Ты гордишься этим. РЕБЕНОК: Еще бы!
ДОЧКА: Пап, когда ты учился в школе, какие девочки тебе нравились? Что именно тебе нравилось в девочках?
ОТЕЦ: Если я правильно понимаю, тебя интересует, какой нужно быть, чтобы мальчики обращали на тебя внимание?
ДОЧКА: Ну, в общем, да. Не знаю почему, но мне кажется, что я им совсем не нравлюсь. А хотелось бы знать почему.

Последние новости

Случайные новости

  • Чувство гражданского долга
    Автор, проникнутый высоким чувством гражданского долга и патриотизма, стремится примерами героического прошлого своего народа воодушевить соотечественников в настоящем, внедрить в их сознание и воспит ...
  • Как же бороться со стрессом?
    Стрессы стали неотъемлемой частью нашей жизни. Их количество регулярно растет и это уже стало нормой современного мира.
  • Консультанты
    «Там» — подходящее описание точности наших указаний и по другим темам. «Там» — это продукт лености ума. Потратьте время на обдумывание инструкции. Перепроверьте ребенка, как он вас понял, и вы убедите ...
  • Продукция Apple
    Планшет iPad 2 от корпорации Apple – это очень мощный преследователь первого планшетника под непосредственным управлением Mac OS.
  • Улучшение, предложенное Клапаредом
    Степени успешности одного индивида в различных областях могут оказаться сравнимыми друг с другом только тогда, когда все они в совокупности будут измеряться результатами той группы, к которой испытуем ...
  • Летняя одежда для самых маленьких
    Лето - замечательное время, когда хочется проводить с ребенком весь световой день на улице. Но в какую одежду нужно одеть своего малыша, чтобы прогулки в жаркое время года доставили ребенку удовольств ...
  • Как расслабить ребенка (часть 3)
    Прежде чем я познакомилась с Вами, Дину лечила врач-физиотерапевт, которая продолжает интересоваться Диной даже после того, как я перестала делать упражнения, и которая дает мне снова и снова хорошие ...
  • Способность критического суждения
    Во всех подобных случаях можно наблюдать два типически различных подхода: холодное, деловое обсуждение данного случая, как чего-то совершенно чуждого, и—с другой стороны—попытка поставить себя на мест ...
  • Активное обучение с самого начала
    Своим успехом наш герой в значительной мере обязан тому, что с детства знал: главный, кто отвечает за Брюса, — сам Брюс. Когда ему было всего два года, его мать Дорис предупредила: нельзя одному перех ...
  • Аутгрупповая дискриминация.
    Аутгрупповая дискриминация, осуществленная членами ингруппы. Люди используют стереотипы для оправдания социально-экономических различий в положении разных групп.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]