Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Улаживание детских конфликтов методом «без проигравших»

Большинство родителей рассматривают неизбежные и часто возникающие конфликты между детьми под тем же углом, что и детско-родительские конфликты: как борьбу под девизом «победа или поражение». Родителям кажется, что они обязаны выступить в роли судей — они берут на себя ответственность выяснить, кто прав, кто виноват, и вынести решение. Такой подход имеет несколько серьезных недостатков, и, как правило, все заканчивается не лучшим образом для заинтересованных сторон. В разрешении таких конфликтов метод «без проигравших» обычно весьма эффективен. Дети при этом приучаются к ответственности, самостоятельности, дисциплине.
Когда родители участвуют в улаживании детских конфликтов в качестве судей, они ошибочно считают, что это их проблема. Принимаясь ее решать, они не дают детям возможности почувствовать ответственность за случившееся, понять, что на самом деле это их конфликт, — в результате дети не учатся сами справляться с подобными конфликтами. Есть риск, что и в дальнейшем, попадая в конфликтную ситуацию, они будут ожидать помощи со стороны. Самое печальное следствие подхода «победи- тель-проигравший» — то, что дети привыкнут обращаться к родителям при малейшей размолвке с товарищами.
«Мама, Джимми меня дразнит — скажи ему, чтобы перестал».
«Пап, Мэгги не уступает мне место за компьютером, а сейчас моя очередь».
«Фрэнки болтает и мешает мне спать. Попроси его замолчать».
«Он первый меня стукнул, он и виноват.
Я ничего ему не сделал!»
Такие «жалобы» довольно часто слышатся в семьях, где есть дети, потому что родители позволяют втягивать себя в детские конфликты.
Родители должны понимать, что ссоры, происходящие между детьми, не являются проблемой родителей, мы говорим в таких случаях, что это проблема ребенка.
Если родители понимают, что это за конфликты, они без труда справятся с ними. Варианты их действий:
1. Не вмешиваться.
2. Использовать «отмычки», приглашение к разговору.
3- Применить активное выслушивание.
Братья Макс и Брайен
Схватились за игрушечный грузовик, каждый тянет его к себе — один за кабину, другой за кузов. Оба визжат, один даже плачет. Каждый пытается силой добиться своего. Если родители не вмешаются, мальчики, вероятно, найдут ка- кой-то способ разрешить спор. Устранившись от конфликта, родители помогают мальчуганам стать чуточку взрослее.
Если же мальчики продолжают драться и родители чувствуют, что стоит все-таки вмешаться, тогда пригодится «отмычка» или приглашение к разговору.
МАКС: Хочу грузовик! Дай мне грузовик! Отдай, отдай!
БРАЙЕН: Я первый его взял! Он пришел и отнимает. Пусть отдаст.
РОДИТЕЛЬ: Вижу, у вас тут серьезная ссора из-за грузовика. Хотите поговорить об этом — тогда идите сюда. Я с радостью помогу вам во всем разобраться.
Иногда такая простая, казалось бы, фраза может сразу положить конец ссоре. Дети скорее предпочтут сами уладить спор—лишь бы не обсуждать все долго и подробно в присутствии взрослых.
Некоторые конфликты могут потребовать от родителя большей активности и выступая не в роли судьи, но в роли посредника. Вот как это происходит:
МАКС: Хочу грузовик! Дай мне грузовик! Отдай, отдай!
РОДИТЕЛЬ: Макс, тебе так нужен этот грузовик...
БРАЙЕН: Но я первый его взял! Он пришел и отнимает. Пусть отдаст! РОДИТЕЛЬ: Брайен, ты хочешь забрать назад грузовик, потому что ты первый начал с ним играть. И ты сердишься на Макса, потому что он у тебя отбирает игрушку. Теперь понятно, из-за чего у вас вышла ссора. Вы знаете, как ее уладить? Знаете какой-нибудь выход?
БРАЙЕН: Пусть отдаст мне грузовик. РОДИТЕЛЬ: Макс, Брайен предлагает такой выход.
МАКС: Да-а, еще бы, потому что тогда он добьется своего.
РОДИТЕЛЬ: Брайен, Макс говорит, что ему это решение не нравится, потому что ты выиграешь, а он проиграет.
БРАЙЕН: Тогда пусть поиграет в мои машинки, пока я буду играть с грузовиком.
РОДИТЕЛЬ: Макс, Брайен предлагает другое решение — ты можешь поиграть в его машинки, пока он не наиграется с грузовиком.
МАКС: А когда поиграет, отдаст, да? РОДИТЕЛЬ: Брайен, Макс хочет знать наверняка, что ты отдашь ему грузовик, как только наиграешься.
БРАЙЕН: Ну да. Я недолго.
РОДИТЕЛЬ: Макс, Брайен говорит, что согласен.
МАКС: Ну, ладно.
РОДИТЕЛЬ: Думаю, теперь вы не будете из-за этого ссориться, да?
Родители не раз рассказывали мне о других удачных случаях разрешения детских конфликтов, когда сначала детям предлагалось использовать метод «без проигравших», а затем с помощью активного выслушивания налаживалось взаимопонимание между ними. Тем родителям, которые сомневаются в том, что им удастся вовлечь детей в разрешение конфликта методом «без проигравших», напомним, что в отсутствие взрослых дети чаще решают свои споры именно таким образом: в школе, на детской площадке, в спортзале или на стадионе — всюду. А когда рядом взрослый и он к тому же покорно соглашается выступить в роли судьи, дети пытаются перетянуть этого взрослого на свою сторону — каждый обращается к его авторитетному мнению в надежде выйти победителем и посрамить противников.
Многие родители, испробовавшие подход «без проигравших» и предоставившие детям самим искать выход из конфликтной ситуации, говорят о том, как это было здорово — избавиться от роли судьи! Вот что рассказал мне один из слушателей КЭР: «Какое счастье, что мне уже не нужно улаживать все эти споры. Раньше это всегда кончалось тем, что на меня сыпались все шишки, какое бы решение я ни принял».
Еще одно предсказуемое следствие улаживания конфликтов между детьми с помощью этого метода — то, что дети в конце концов перестают обращаться к родителям за помощью всякий раз, когда им случится повздорить. Со временем они понимают, что, даже если попросить родителей вмешаться, все равно улаживать спор придется самим.
Следовательно, они перестают жаловаться и начинают решать свои проблемы самостоятельно. Для их родителей это будет наилучший выход!
Если оба родителя вовлечены в конфликт с детьми
В случае, когда оба родителя оказываются вовлечены в конфликт с детьми, может возникнуть очень неприятная ситуация.

Последние новости

Случайные новости

  • Негативные идеи
    Родителя пугает все, что касается благоденствия ребенка. «А вдруг он упадет?» — думаешь, когда он делает первые шаги. «А вдруг он свяжется с плохой компанией?» — переживаешь, когда ребенок превращаетс ...
  • Задание 12.Звук и буква У (знакомство).
  • Советы преподавателям
    Работая над этим разделом, мы очень боялись впасть в поучительный тон. Каждый педагог должен сам решить, какими методами пользоваться в собственном классе. Но, может, вы найдете что-то полезное в наши ...
  • Виды рубки деревянных домов и способы утепления рубленных домов
    В старину рубить деревянный дом мог каждый мужчина. Но не многим давались особые секреты заготовки древесины, ее хранения и сборки так, чтобы дом служил надежным убежищем не одному поколению хозяев.
  • Вибрация чисел
    Вы, наверное, слышали, что звуки речи обладают эн ер-, гетической вибрацией, влияющей на судьбу человека. Силу и значение вибраций передают числа. Именно это и состав-1 ляет содержание одной из древне ...
  • Наиболее популярные разновидности печатей
    На данный момент времени http://www.otick.ru/ считаются самыми популярными товарами.
  • Особо-одаренные дети
    В самом деле это воображаемое поведение имеет особое практическое значение, так как оно высвобождает практическое действие от условий настоящего момента и делает человека способным мысленно предугадыв ...
  • Эдоардо Амальди на церемонии открытия научного конгресса
    Эдоардо Амальди на церемонии открытия научного конгресса, организованного в Вилла де Олмо Итальянским физическим обществом в честь 150-летия со дня смерти Алессандро Вольты.
  • Выражения любви к ребенку
    Современные психологи классифицировали способы проявления родительской любви к ребенку следующим образом: физический контакт, пристальное наблюдение, контакт глазами и дисциплина. К сожалению, многие ...
  • Коляска большого размера
    Заполучив в свое распоряжение коляску большего размера, девочка уже не довольствовалась возможностью просто сидеть внутри, а старалась свернуться в ней, что, учитывая величину коляски, оказалось не та ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]