Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Нейропластичность

Любое знание и любое воспоминание — это психологический феномен, он хранится в наших нейронах и нервных путях. Недавно ученые открыли, что мозг — это пластичная изменяемая структура, которая самостоятельно реорганизуется с каждой новой задачей. И сейчас мы только начинаем понимать, как эта структура функционирует и что из этого следует для нас.
В полезном обзоре достижений неврологии Джон Т. Брюэр задается этим вопросом применительно к первоначальному формированию и стабилизации нейронных цепей у детей. Можем ли мы с помощью стимуляции в раннем возрасте увеличить интеллектуальные возможности наших детей? Мы рождаемся примерно с 100 млрд нервных клеток — нейронов. Связь между нейронами, по которой между ними может пройти импульс, называется синапсом. Незадолго до рождения и вскоре после него человек переживает «взрывообразный процесс формирования синапсов». В ходе этого процесса мозг снабжает себя проводящими цепями: нейроны выбрасывают микроскопические отростки-аксоны, протягивающиеся в поисках дендритов (крохотных разветвленных отростков других нейронов). Когда аксон встречается с дендритом, формируется синапс. Аксоны «путешествуют» на дальние расстояния, чтобы встретиться с нужными дендритами и сформировать связи, составляющие нашу нейронную сеть. (Чтобы помочь нам оценить невероятный размах и точность этих путешествий, Брюэр уподобляет их странствию через все США ради встречи с партнером, который ждет где-то на берегу другого океана. Словом, это что-то вроде миссии Кита Карсона, пробирающегося к президенту Полку с донесением от генерала Фримонта.) Благодаря этой сети мы и обретаем способность чувствовать, мыслить и управлять своим телом, в том числе — учиться и запоминать информацию. Нейронная сеть — источник как наших интеллектуальных возможностей, так и ограничений.
Число синапсов у человека достигает максимума в возрасте от года до двух лет, когда оно почти на 50% выше того их количества, которым мы располагаем, будучи взрослыми. Затем наступает период плато, длящийся примерно до пубертатного возраста: избыток синапсов начинает снижаться, поскольку мозг вступает в период синаптического прунинга. Лет в шестнадцать мы вступаем в период зрелости мозга, в этом возрасте у нас потрясающее общее количество нейронных связей — около 150 трлн.
Мы не знаем, почему мозг маленького ребенка в избытке продуцирует связи и как он впоследствии решает, какие подвергнуть прунингу, а какие сохранить. По мнению некоторых нейрофизиологов, хиреют и отмирают связи, которыми мы не пользуемся. Эти специалисты выступают за раннюю стимуляцию максимально возможного числа нейронных связей: это позволит сохранить их на всю жизнь. Но, согласно другой теории, пролиферация и последующий отбор предопределены генетически, поэтому мы не можем повлиять на процесс выживания или отмирания синапсов.

Последние новости

Случайные новости

  • Особенности метро в Праге
    Наиболее популярным и востребованным видом передвижения в крупных городах является метро. Гарантированное отсутствие автомобильных пробок, регулярная и быстрая подача поездов позволяет рассчитать врем ...
  • Связи с учебной деятельностью.
    Наряду с системой отношений, складывающейся в связи с учебной деятельностью, возникают новые отношения, связанные с деятельностью учащегося в пионерской и комсомольской организациях.
  • Моя экономика
    Как влияет рабочий на экономические результаты работы своего участка и цеха? Прежде всего повышением своей выработки. Анализ нормы времени на операцию показал, как, за счет каких элементов нормы време ...
  • Безопасное курение
    Сколько людей укорачивает себе жизнь пассивным способом? Статистика утверждает, что свыше 5 млн. человек ежегодно уходят из жизни, \"благодаря\" курению табака.
  • Недорогая и стильная мебель для персонала от компании Alfa MS
    Не тайна, что в любой комнате удобство будет во многом зависеть от мебельной продукции. В особенности это касается офисных помещений.
  • Мама должна уметь...
    ...создавать гармонию Не только малыш в животике, но и новорожденный ощущает атмосферу в семье. Если между мамой и папой любовь и взаимопонимание, он чувствует себя счастливым и умиротворенным, хорошо ...
  • Полость рта
    В детском возрасте возможны различные пороки развития губ, прежде всего расщелины — от небольшой выемки у красной каймы до большого дефекта, при котором расщелина верхней губы сообщается с полостью но ...
  • Возраст ребенка
    С возрастом ребенка вы не можете не считаться. Но, к сожалению, в практике семейного воспитания наблюдается противоположное явление: ребенку уже пять, шесть, вот и школа на пороге, а вы относитесь к н ...
  • Как расслабить ребенка (часть 3)
    Прежде чем я познакомилась с Вами, Дину лечила врач-физиотерапевт, которая продолжает интересоваться Диной даже после того, как я перестала делать упражнения, и которая дает мне снова и снова хорошие ...
  • Как поступить в колледж на бюджетное место
    Часто школьники, заканчивая девятый класс, приходят к выводу, что дальше они учиться не хотят. По крайней мере, в школе оставаться им больше не хочется. Родители во многих случаях поддерживают такое р ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]