Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Сущность операционно-предметной системы производственного обучения

При предметной системе производственного обучения очень трудно на практике отобрать изделия возрастающей сложности, чтобы обучающиеся овладели необходимыми навыками и умениями в короткие сроки, и создать стройную и педагогически обоснованную систему упражнений. Ведь обучающийся практически выполнял технологические операции более продолжительное время (столько, сколько требуется для изготовления изделия), а не столько, чтобы приобрести необходимые навыки и умения. Другие же операции он выполнял не в установленной последовательности, поскольку переключался на выполнение следующих операций, и не закреплял поэтому ранее приобретенные навыки.
Таким образом, по одним операциям обучающиеся закрепляли приобретенные навыки и умения, а по другим элементам трудового процесса получали неполные навыки и умения. Переходя с выполнения одного задания на последующие, они также одни элементы трудового процесса изучали основательно, поскольку ранее ими изучались, а другие — поверхностно. При предметной системе производственного обучения не представлялось возможным рационально строить технологические процессы и овладевать разнообразными приспособлениями.
Сущность операционно-предметной системы производственного обучения составляло изучение трудовых операций в процессе изготовления изделий возрастающей сложности: при изготовлении первого изделия осваивались легкие операции, а при изготовлении последующих — более сложные. Ценность этой системы обучения заключалась в том, что обучающиеся видели результаты своего труда в изготовлении предмета, и это возбуждало у них интерес к выполняемой работе. В это же время мастер технической школы балтийского судостроительного завода П. И. Устинов предложил аналогичную систему обучения, сущность которой заключалась в следующем: обучающиеся предварительно изучали основные трудовые приемы и операции слесарного, кузнечного и сборочно-монтажно- го дела, а затем переходили к изготовлению инструментов, деталей машин, станков и судовых механизмов. Указанные работы также проводились в порядке возрастающей сложности. Однако и этой системе обучения были присущи недостатки, так как процесс изготовления изделий практически осуществлялся по шаблону, и при всяком незначительном изменении в технологическом процессе учащиеся испытывали затруднения в выполняемой работе. Это объяснялось тем, что обучающиеся не упражнялись в выполнении отдельных навыков, поэтому и не могли выполнять операции на требуемом уровне.
В связи с внедрением систем производственного обучения стала разрабатываться и методика преподавания труда. Первая методика преподавания ручного труда была разработана в Швеции О. Соломоном и получила название «шведской системы». В 1874 г. он ввел преподавание ручного труда в учительской семинарии ручного труда, которая впоследствии превратилась в международный центр для учителей разных стран по ознакомлению с организацией трудового обучения. Однако впервые педагогическое обоснование ручного труда было осуществлено в Финляндии. Здесь в 1886 г. по инициативе У. Цингнеуса было введено преподавание ручного труда сначала в начальных, а затем и в учительских семинариях. Французская система трудового обучения была разработана Г. Салисисем, по инициативе которого преподавание ручного труда стало обязательным предметом в народных и учительских школах в конце XIX века.
Как известно, при обучении токаря первый комплекс трудовых операций включает обработку наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торцов и уступов, вытачивание канавок и отрезание. Второй комплекс наряду с перечисленными включает сверление, рассверление, зенкерование, растачивание, развертывание цилиндрических отверстий и др.

Последние новости

Случайные новости

  • Как уберечь ребенка от унижений со стороны одноклассников
    Слишком часто родители считают, что дети – это добрые и безобидные существа. На деле выходит, что жестокость является для ребенка довольно естественной чертой. Дети еще не понимают, что они могут по о ...
  • Выбор продуктов
    К выбору продуктов сейчас надо подходить очень тщательно. Эти современные технологии в эпоху капитализма работают не на здоровье человека, а на \"кошелек\" производителей. К достижениям современных пи ...
  • Общение как вид деятельности.
    Доктор Брюс Вилкинсон, занимающийся проблемами педагогического общения в США, рекомендует учителю в должной мере оценивать фактор ожидания.
  • Пеленки и подгузники
    Вообще покупка одежды для ребенка первых месяцев и первых трех лет жизни настолько приятная обязанность мамы, что она всегда рискует накупить больше, чем это нужно.
  • Уход за трудным ребенком
    Если все было именно так, то в этот раз уход Лори носил совершенно иной характер, нежели то пугающее состояние небытия, в котором она к нам поступила. С нашей помощью ее уход вскоре превратился в нечт ...
  • Что и как делать, если в доме завелись насекомые
    Для маленьких детей насекомые в доме особенно опасны. Не будем пугать вас разными экстраординарными случаями и подробно рассказывать истории, когда постельные клопы пили кровь грудничков в таком колич ...
  • Потребность в витамине А
    Как регулировать питание при естественном вскармливании. Хотя женское молоко — самый лучший продукт питания для детей первого года жизни, однако при интенсивном росте нынешних детей и при вскармливани ...
  • Чтобы оставаться в безопасности
    Уже в школе Лори стала понимать, что для того, чтобы оставаться в безопасности, ей совершенно не обязательно «не делать» и «не быть». Конечно, эти идеи не были мыслями в том смысле, которое мы вкладыв ...
  • Технические требования Дахса
    О будущем стиле Яначека свидетельствуют по крайней мере первые два такта второй части темы с повторяющейся субдоминантой после доминанты, столь типичной позднее для «Лашских танцев».
  • Не прошло и трех месяцев
    Не суди, да не судим будешь — еще один важный принцип. Оговоримся: «не суди» не значит «не сравнивай». Необходимость сравнивать заложена в человеческое сознание. Об этом говорил и Ч. Дарвин, отмечая, ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]