Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Строгая регламентация

Соотношение первого и второго этапов производственного обучения по времени зависит от характера изучаемой профессии. В большинстве случаев первый этап занимает от 30 до 60% отводимого на производственное обучение времени.
Строгая регламентация в часах, а также разделение производственного обучения на этапы на курсах подготовки новых рабочих, очевидно, приемлемы не во всех случаях. Если проведение производственного обучения на таких курсах необходимо, его объем, содержание и организация зависят от конкретных задач обучения, поставленных перед данной учебной группой, от профессионального состава и уровня квалификации обучающихся.
Успех второго, завершающего этапа производственного обучения, а следовательно, и в целом профессиональной подготовки новых рабочих на курсах во многом предопределяется организованностью и уровнем обучения на первом этапе, в течение которого обучающиеся должны овладеть первоначальными трудовыми навыками и умениями по изучаемой профессии. В связи с этим особое значение приобретает оснащение учебных цехов, мастерских, пролетов, участков, полигонов современным оборудованием с возможно максимально замкнутым технологическим циклом, всеми необходимыми принадлежностями к оборудованию, приспособлениями, инструментами и т. п.
Другим важным требованием является четкое годовое, квартальное и ежемесячное планирование производственной работы. В планах нужно предусматривать изготовление стабильной законченной производственной продукции (деталей, узлов, приспособлений, наборов инструмента и т. п.). Главным требованием является соответствие необходимых для их производства трудовых процессов содержанию учебных программ производственного обучения по подготовляемым профессиям. Необходимо, чтобы в учебном цехе или мастерской работали квалифицированные рабочие, которые могли бы завершить после обучающихся наиболее сложные операции, не предусмотренные учебными программами.
Рассмотрим некоторые характерные черты организации и методики производственного обучения на курсах подготовки новых рабочих на первом и втором этапах.
Цель урока: изучить с обучающимися основные правила заправки слесарного инструмента и научить их производить эту заправку практически.
Оборудование (инструменты, заготовки и учебно-наглядные пособия):
индивидуальные учебные места для заправки инструмента напильником (слесарные рабочие места);
кузнечные горны — 4 шт.;
наковальни — 4 шт.;
заточные станки для затачивания термически обработанных инструментов — два станка;
специальные клещи для держания инструмента при кузнечной заправке;
обыкновенные клещи, применяемые при термической обработке инструментов;
напильники для слесарной заправки зубил;
песчаные бруски для зачистки закаленного зубила при определении цвета побежалости;
шаблоны для проверки углов заточки зубила и сверла; различные вспомогательные инструменты и приспособления (ванна с водой, молотки, совки и др.);
защитные очки, применяемые при затачивании инструментов на заточных станках;
поковки зубил для каждого обучающегося;
отходы плоских стальных заготовок для проверки качества заправки зубил;
классная доска;
натуральные образцы правильно заправленных инструментов (зубило, крейцмейсель, бородок, сверло, кернер, спиральное сверло, отвертка, шабер);
натуральные образцы таких же инструментов, требующих заправки, на которых инструктор ведет объяснение и показ приемов заправки;
образцы цветов побежалости, по которым обучающиеся ориентировочно определяют температуру нагрева инструмента при отпуске;
плакаты: термическая обработка слесарного зубила; затачивание инструментов; техника безопасности при затачивании инструментов на заточных станках.
Содержание урока:
1. Организационная часть — 5 мин.
Принять рапорт дежурного о наличии обучающихся, обратить внимание на их внешний вид.
2. Ознакомление обучающихся с заданием и учебно-воспита- тельными задачами урока — 5 мин.
Сообщить обучающимся, что каждый из них должен практически выполнить все приемы заправки инструмента на слесарном зубиле, в строго определенной последовательности и с соблюдением всех технических требований. Особо обратить их внимание на соблюдение правил техники безопасности во время работы, чистоты и порядка на рабочем месте.
3. Восстановление в памяти обучающихся необходимых сведений из материала, пройденного на предыдущем уроке, и из курса специальной технологии— 15 мин:
контрольно-измерительные инструменты, применяемые в слесарном деле;
назначение и устройство штангенциркуля с отсчетом 0,1 мм; правила хранения контрольно-измерительных инструментов и ухода за ними;
слесарные инструменты, подлежащие заправке;
материал, применяемый для изготовления инструмента; виды термической обработки инструмента;
влияние на производительность труда и качество работы применения неисправного инструмента.
4. Показ и объяснение приемов заправки инструмента — 40 мин: кузнечная заправка зубила и бородка;
отжиг зубила;
заправка зубила напильником; закалка и отпуск зубила и бородка; опробование качества термической обработки; заправка зубила на заточном станке.
Указать на возможные ошибки в работе и способы их предупреждения: недостаточный отжиг инструмента для слесарной заправки перед закалкой; возможный перегрев или недогрев инструмента для закалки и отпуска (ориентироваться по цветам накала и побежалости); возможные трещины при закалке; возможный отпуск инструмента на заточном станке.
Указать требования по технике безопасности при работе и показать правильные приемы держания заправленного инструмента в клещах при кузнечной заправке; положения обучающегося у заточного станка; пользования защитным экраном или очками при работе на заточном станке.
5. Проверка усвоения обучающимися знаний путем опроса или выполнения ими практических приемов по заправке зубила — 10 мин.
6. Самостоятельная работа обучающихся — 4,5 ч.
Каждому учащемуся выдается поковка слесарного зубила. Он должен выполнить следующие работы:
произвести кузнечную заправку зубила;
отжечь или нормализовать поковку после кузнечной заправки; запилить рабочую и ударную части зубила напильником по шаблону;
произвести закалку и отпуск зубила; опробовать зубило на твердость;
заточить рабочую часть зубила на заточном станке по шаблону.
7. Текущий инструктаж (в процессе самостоятельной работы обучающихся):
наблюдение за правильностью работы обучающихся, выполнением ими правил по технике безопасности и соблюдением порядка на учебном месте; при необходимости показать правильные приемы работы, сопровождая показ разъяснениями;
приучение обучающихся работать целеустремленно и соблюдать дисциплину на уроке;
выявление положительных результатов и недостатков в работе обучающихся;
по мере выполнения работы обучающимися принятие от них изделия и выставление оценки успеваемости.
Текущий инструктаж по данной теме необходимо проводить в основном во время обхода учебных мест обучающихся.
8. Заключительный инструктаж — 15 мин:
оценить урок, достигнута ли поставленная цель, чему научились обучающиеся;
показать лучшие и худшие стороны обучающихся и объяснить причины недостатков в выполнении отдельных работ;
указать на положительные факты, относящиеся к организации работы, культуре труда, дисциплине обучающихся;
сообщить обучающимся оценки за выполненные работы; записать задание на дом; сообщить тему следующего занятия.
Приведенный план урока является достаточно полным, охватывающим все основные элементы учебных занятий. Планы уроков могут составляться и в более сжатом виде. Важным является то, чтобы инструктор в процессе составления плана ясно представлял себе содержание урока, четко определил организацию и методику проведения урока, а также подготовил всю необходимую учебно-материальную базу для успешного и наиболее рационального построения учебного процесса.
Большое значение имеет правильное определение структуры урока. Только определив общую структуру урока, инструктор может продумать отдельные его элементы и в зависимости от содержания и целей урока наметить и методы обучения.

Последние новости

Случайные новости

  • Некоторые признаки, которые должны насторожить маму
    У некоторых мамочек любой «чих» ребенка вызывает опасения о том, что малыш «серьезно заболел». Не надо быть мамой- паникершей, как в равной степени, и безразлич ...
  • Конец честолюбивым замыслам
    Но мне пришло в голову... драматургия ведь здесь зиждется не столько на кувшине с годронами, сколько на мраморе.
  • Если учитель поставил задачу
    Учитель поставил задачу, так, чтобы возникла необходимость обсудить язык молекулярных схем. Каждый ученик дома в собственной тетради уже нарисовал эти три схемы, т.е. сформулировал свое мнение о том, ...
  • Вансские рисунки
    В разговорах как с одним, так и с другим я всегда подчеркивал то, что свидетельствовало о глубоком чувстве, умалчивал о шуточках, которые тот, кто их отпускал, тут же забывал, но зато немедленно подхв ...
  • Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
    Данная статья раскрывает процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
  • Признаки сравнения
    Легче всего производить такие сравнивания, в которых отличительный признак является самостоятельно воспринимаемой частью сравниваемых объектов. Об этом речь уже шла при рассмотрении Гэйльброннеровских ...
  • Острый язычок Петрушки
    Описывать нечего: всякий видал, что такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят».
  • Больше вопросов чем реальности
    Можно ли вырастить второго Сампраса, переместив ядро его соматической клетки на место удаленного ядра донорской клетки? Ведь весь наследственный материал будет сохранен, т.е. будут сохранены те велико ...
  • Отбор 13-летних учеников и учениц
    По времени, Берлинский отбор особо-одаренных1) предшествовал всем другим, и так как, благодаря популярной форме описания этого отбора, он тотчас же стал известен самым широким кругам, то долгое время ...
  • Спор Серова и Стасова
    В немалой мере обострению спора способствовал возраставший успех возобновленного «Руслана», тогда как ранее, по ряду причин, гениальная опера либо не исполнялась вообще, либо ставилась от случая к слу ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]