Существует ли сюжет, о котором с большим основанием можно было бы сказать, что он буквально предназначен для Яначека, несмотря на то, что - в отличие от несколько похожей драмы дона Хозе - в этой яначековской «Кармен» все кончается «хорошо»? К тому же Яначеку очень импонирует валашская среда и диалект и, не в последнюю очередь, та тайна, которая окружала автора и, вероятно, одновременно героя этих стихотворений (а Яначек, как нам известно, всегда любил некоторую долю таинственности).
Тем не менее прошел год, а он еще не начал работать над стихотворениями. Но - «что кому суждено, того не избежишь...» В июле 1917 года он знакомится с Камиллой Штёсловой и усматривает в романе Яничека прямо-таки отражение своей собственной разгорающейся любви. (Еще в 1927 году он признается ей: «Сочиняя эту вещь, я все время думал о тебе! Ты была моей Зефкой!» и выражает пожелание увековечить ее портрет с распущенными волосами на обложке издания этого сочинения, что и было осуществлено, правда, в завуалированном эскизном оформлении.) И действительно, уже 9 августа 1917 года Яначек делает запись о появлении уже третьей песни. День спустя он пишет Камилле: «Каждый день по утрам мне приходит в голову несколько мотивов к этим прекрасным стихам о цыганской любви. Быть может, из этого получится хороший музыкальный роман - в нем была бы доля и лугачовских настроений». И все-таки - из-за необходимости завершить сначала некоторые прежние произведения--только 11 марта 1919 года он может ей сообщить: «Песенки о цыганке я закончил». И видимо, продолжает шлифовать их дальше, ибо 25 июня сообщает снова, что «черная цыганка» готова.
Тем не менее пройдет еще два года, прежде чем Яначек отдаст это сочинение на суд общественности. Тенор Аудеберт Коречек, один из первых Яничеков, пишет об этом: «В годы создания „Записной книжки" Яначек еще не был столь известен, чтобы его сочинения моментально издавались. Он; складывал тогда свои рукописи в расписанную в моравско-словацком духе шкатулку. В ней всегда копался ученик гмаэстро Бржетислав Бакала и часто находил произведения, о существовании которых маэстро уже и не помнил, например известную сегодня сюиту ор. 3, Адажио для оркестра, оркестровую партитуру, о которой маэстро ничего не знал.
Где заказать
изготовление стикеров? У нас есть ответ - цифровая типография Северное сияние готовы выполнить ваш заказ быстро и качественно.