Слова необходимы ребенку для того, чтобы ежедневно использовать их в своей жизни для общения с окружающими его людьми, для обучения чтению и письму. Набор слов, которым пользуется ребенок, называется словарным запасом. С помощью взрослых малыш должен пополнять свой словарный запас ежедневно. При нормальном речевом развитии к пяти годам ребенок свободно составляет сложные предложения, у него достаточный словарный запас, он владеет навыками словообразования и словоизменения. Почему же так получается, что у школьников младших классов словарный запас крайне скуден?
Причины бедного словарного запаса
Если до школы ребенку мало читали книги и, став школьником, он тоже мало читает, его словарный запас не может расширяться. Недоразвитию речи способствует необщительность ребенка, так как он редко использует речевые навыки. Недостаток слов при общении ребенок пытается заменить словами-паразитами, например, «так сказать», «как бы», междометиями «ну», «э-э», а некоторые дети и вовсе, выражают свои мысли с помощью жестов. Скудный словарный запас младших школьников приводит к тому, что они не могут полно и связно рассказать прочитанное или услышанное, часто употребляют слова в неправильном значении или говорят простыми предложениями.
Развитие активной речи
Развитие активной речи включает в себя обогащение словарного запаса, обучение последовательному пересказу и активизации ассоциативных связей между словами. Во время прогулок с ребенком активно используйте окружающие вас предметы и природные явления. «Посмотри, как красиво земля усыпана желтыми и красными листьями. Начался осенний листопад». Ребенок запоминает новое слово «листопад» и имеет представление об этом явлении. Детская речь бедна прилагательными. Ребенка нужно научить определять форму, цвет, величину предмета, отмечать его качества и свойства. Дайте ребенку в руки мяч, пусть он посмотрит, потрогает, погладит его, а затем тоже повторит с мягкой или http://www.vpodvorye.ru/dymkovskaya_igrushka.html. Таким способом ребенок ознакомится со свойствами разных предметов и пополнит свой словарь новыми словами и понятиями. Учите ребенка последовательно излагать события прошедшего дня. Чем больше вы будете разговаривать с ним, и поправлять неправильно произнесенные им слова, помогать заменять одни слова другими, тем шире будет словарный запас вашего ребенка и более связная речь.
Задания для развития речи
1. Подбери определения: к слову «яблоко» (круглое, красное, спелое, сочное).
2. Узнай, про что я говорю: овощной, вкусный, горячий (суп).
3. Для чего служит – карандаш, фломастер, кисточка, мелок, иголка…
4. Подбери антонимы и синонимы к слову…
5. Составление предложений со словами-синонимами.
6. Объяснение и сравнение значений заданных слов.
7. Определение антонимов в поговорках и пословицах.
8. Напишите небольшой рассказ, в котором существительные будут заменены картинками. Попросите ребенка прочесть его.
Младшему школьнику понравится игра в ассоциации. Назовите любое существительное, например, «стул», а ребенок должен назвать слова, с чем он ассоциируется – «деревянный», «четырехногий», «мягкое сиденье», «комната». Или, например, "люстра", она ассоциируется - "красивая", "яркая", "хрустальная", предлагаем http://www.lampa.kiev.ua/katalog/lyustry/ от известных производителей, также вашему вниманию светильники, люстры, лампы, торшеры, бра. В этой же игре существительные заменяйте прилагательными, глаголами. Называйте слова, которые бы вызывали вкусовые или цветовые ассоциации. Предложите ребенку объяснить смысл поговорок и пословиц – это будет отличной тренировкой для понимания переносного смысла высказываний.
Чтение – это действенный способ расширения словарного запаса ребенка. Воспитание любви к чтению в ребенке – важнейшая задача родителей. У ребенка, который много читает, повышается способность к обучению, он лучше развивается и адаптируется к постоянно возрастающим требованиям жизни.