Осенью 1934 года художественным руководителем театра вновь стал И. А. Ростовцев. Сезон открылся его спектаклем «Мещане». Режиссер действовал с присущей ему страстностью, стремясь увлечь коллектив и вывести его «в ряды передовых театров республики».
В истолковании горьковских произведений Ростовцев ломал сложившиеся каноны, разрушал традиционные трактовки. Самобытным оказался и режиссерский замысел «Мещан». Многие очевидцы и участники спектакля считали, что это была одна из лучших работ Ростовцева.
В «Мещанах» режиссер полемизировал с первым мхатовским спектаклем, но в большей степени с укоренившимся на периферии натуралистически бытовым толкованием пьесы. «МХАТ придавил пьесу «бытовизмом» исполнения и оформления, писал Ростовцев, то есть снизил данную в пьесе суровую правду жизни до «житейских» деталей быта и тем самым сознательно притушил всю остроту бурного протеста бунтаря Горького, нарочито приглушил все резкие, социальные нотки, то есть преднамеренно спрятал от зрителя горьковского «ежа под череп»... Страстная пьеса Горького приобрела на сцене не совсем по-горьковски лирическое, интимное, с «настроением» по-чеховски, звучание. С легкой руки МХАТ все театры стали трактовать эту пьесу по традиции, по-мхатовски... Вот и пошла «гулять по России» одна из лучших пьес М. Горького, как «скучная пьеса», как «нудная пьеса». Но это, конечно, не так».
При всем уважении к Ростовцеву и его сценическому замыслу трудно, разумеется, согласиться с его полемическими крайностями в оценке МХАТа («сознательно притушил...»), режиссер забывал и о цензурных купюрах, которым в свое время подверглись «Мещане» в постановке Художественного театра.
Кооперативное движение Дальнего Востока работает над собранием полезной информации по кооперативному движению региона. Что такое
кооператив на объяснять не надо, но стоит прояснить детали. Это можно сделать онлайн.