Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Организация в классе дидактически насыщенной среды

Очень важной частью нашей работы было создание в классе дидактически насыщенной развивающей среды. Речь идет об организации пространства и использовании дополнительных наглядных материалов, сделанных совместно с детьми и их родителями: плакатов с буквами, слогами, цифрами, геометрическими формами, стенгазет с рисунками и фотографиями детей в разных учебных ситуациях. Хотелось бы отдельно отметить, что для развешивания наглядных материалов различных форматов в учебном помещении должны быть предусмотрены удобные и простые системы крепления.
Помимо наглядных пособий детям были доступны счетные материалы, коробка с песком, в котором можно было, например, искать цифры или буквы, сделанные из различных материалов: дерева, мягкого пластика, вырезанные из наждачной бумаги или с магнитами. При этом важно не только само наличие наглядных материалов, но и то, как взрослый помогает ребенку осваивать эту среду. В ходе работы с детьми мы поняли, что недостаточно повесить на стены плакаты из магазина, желательно создавать их совместно с детьми, а затем учить их обращать внимание на окружающие наглядные материалы, изучать их и использовать.
Демонстрационные и раздаточные материалы, используемые на уроках, должны быть максимально разнообразны: в нашей практике помимо картинок это были природные материалы, фрукты и овощи, предметы гигиены, игрушки, объемные модели, фотографии и многое другое. На занятии «Круг» мы активно использовали панно «Наша группа», сделанное совместно с детьми. На листе ватмана печатными буквами были написаны имена детей и педагогов, а рядом приклеены «липучки», которые обычно применяются для застегивания одежды.
На обратной стороне фотографий детей и педагогов также были приклеены «липучки». На панно был предусмотрен карман для карточек. Расположившись во время занятия в кругу, дети называли себя по имени, рассматривали свою фотографию и фото других детей и педагогов, по очереди выходили к закрепленному на мольберте панно, находили и прочитывали свое имя, а затем прикрепляли карточку со своей фотографией на соответствующее место. Поскольку время от времени места рядом с некоторыми именами пустовали, можно было обсудить, кто сегодня пришел на занятие, а кого нет. На этом же панно было место, чтобы разместить карточку с названием соответствующего времени года и дня недели.
Целесообразно также совместно с детьми изготовить и использовать панно «Времена года», «Части суток», «Что бывает по одному» (по два и т. д.), дополнить крупные настенные часы формами Нумикона, прикрепив их рядом с соответствующими цифрами, и т. д. В нашем классе была организована экспозиция работ, сделанных ребятами дома. Расписание занятий и распорядок дня также необходимо представить максимально наглядно, используя для этого фотографии всех частей занятия и закрепленные в ряд прозрачные карманы для них. В начале и в конце занятия с опорой на эти фотографии проводилось обсуждение учебного дня, содержания каждой части занятия: педагоги с детьми обсуждали, что предстоит сегодня делать, как называется то или иное занятие, какой урок будет сначала, а какой потом, куда пойдут родители, пока у детей логоритмика. Такие обсуждения хорошо помогают организовать и настроить детей, способствуют формированию у них произвольной регуляции деятельности и поведения.
Пространство класса. Для занятий нашей группы подготовки к школе использовалось пять помещений: холл, детская столовая, комната для изобразительной деятельности, класс с партами и помещение для занятия «Круг» и игр на перемене. При недостатке площадей достаточно и двух помещений: перемену можно проводить в холле, занятие изобразительной деятельностью - сидя за партами, «Круг» - в классе, расставив стулья на свободном месте. При необходимости парты можно сдвинуть.
Для работы детей в классе использовались одноместные парты и стулья с регулируемой высотой. Попробовав различные варианты расстановки, мы пришли к выводу, что удобнее всего ставить парты в две линии, оставляя проход между средними партами. Таким образом, получается, что все дети в классе сидят относительно недалеко от доски, что важно, учитывая присущие детям с синдромом Дауна нарушения зрения, и имеют возможность легко встать и выйти к ней. Такое расположение парт оказалось удобным и для работы тьютора, его место было предусмотрено сбоку между линиями парт. Таким образом, тьютор не загораживал доску и учителя, а также имел возможность ассистировать одновременно двум детям.
Школьная доска располагалась в соответствии с санитарными нормами. Наиболее удобна для использования двусторонняя магнитная доска.

Последние новости

Случайные новости

  • Сложная, или полигонная, наследственность
    При таком типе наследования получается, что несколько отдельных генов с разными местами локализации в хромосомах влияют на развитие одного признака. Можно подумать, что мутации в разных генах действую ...
  • Добро и сожаление
    Интересно, что люди не только не делают «творение добра» приоритетом, но и частенько жалеют о немногих сделанных добрых делах. Есть такая притча. Однажды мудрец нес с базара птицу. Он уже подходил к д ...
  • Публицистическая грань
    Так Шишигин впервые переступил порог Художественного театра. Он увидел «Дядю Ваню» со Станиславским в роли Астрова.
  • Почему нужно обращаться в рекламное агентство
    Невозможно представить, чтобы какая-либо фирма смогла длительное время эффективно вести свою деятельность без привлечения специальных средств рекламы. Но проблема в том, что самостоятельно устроить ре ...
  • Тема национальной независимости русского государства
    Критика высоко оценила постановку: «Добросовестно, любовно воссозданы на сцене исторические события Петровской эпохи, ее люди.
  • Воинствующий гуманист
    Аппарат у Вас замечательный, выносливость и напор громадны. Разнообразие туше есть налицо, так что можно развивать эту громадную исполнительскую силу дальше.
  • Что собой представляют временные вывески?
    Для только недавно вставшего на путь развития бизнеса, когда доходы несущественные, в качестве рекламы можно применить временные вывески, представляющие собой превосходную альтернативу дорогим элемент ...
  • Когда давать ребенку мороженное
    Мороженое. Ребенок до трех с половиной лет не должен знать даже вкуса мороженого. Часто родители дают попробовать его малышу, а потом недоумевают по поводу внезапного недомогания, частых ринитов или а ...
  • Нужно ли читать ребенку книги?
    Статистика показывает, что современные дети читают не больше девяти минут в день. Всего двадцать лет назад этот показатель составлял около получаса в день.
  • Генри Ревли
    Ваше письмо было для меня крайне интересным и я могу только благодарить Вас за то, что по моей просьбе и для моего удовольствия Вы заставили себя вернуться к давно оставленным занятиям.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]