Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Варьирование конкретных ситуаций

Разнообразие форм деятельности приучает обучающихся выделять в каждой ситуации наиболее характерные для нее специфические особенности, признаки, отличающие ее от других ситуаций, фиксировать эти признаки и запоминать их, достаточно четко представлять себе искомый результат.
В каждой проблеме, как и в любом трудовом процессе, могут быть выделены повторяющиеся ситуации, наиболее сходные друг с другом и наиболее характерные для овладения данной профессией.
Такие типичные ситуации могут изучаться в обособленном виде, либо в лабораторных условиях, либо при выполнении обучающимися самостоятельных учебных заданий.
По мере изучения отдельных частей технологического процесса у обучающихся постепенно нарастают знания и производственные умения; соответственно обстановке они быстро мысленно воспроизводят в памяти нужные действия и выполняют их. Диапазон их действий начинает постепенно охватывать не только проблему, но и весь технологический процесс в целом. Они осваивают трудовые процессы общепрофессионального характера сначала на одном каком-нибудь виде оборудования (станке), потом на группе их, состав которых посте-* пенно увеличивается. Соответственно этому постепенно расширяются и трудовые навыки обучающихся.
Экспериментальные данные показывают, что у обучающихся развивается быстрая реакция на возникающие ситуации, а их действия все больше носят активный поисковый характер. Рассмотрим это на кривой упражнений по образованию навыка в умственном действии, связанном с выполняемой работой (рис. 7).
Ломаная линия ОП, показывающая образование навыка, состоит из горизонтальных отрезков (площадок) и наклонных отрезков (скачков). Площадки ОЛ, ЕВ и ГД довольно велики. Это показывает, что образование элемента навыка в умственном действии первоначально происходит медленно. Элемент навыка в эти периоды образуется, так сказать, скрыто: у обучающихся вырабатываются соответствующие нервные связи, в результате чего в конце концов возникают скачки в развитии элемента навыка, отражаемые отрезками АБ, ВГ, ДЕ и т. д., которые показывают, что обучающиеся уже оказываются в состоянии выполнить соответствующее действие.
По мере увеличения числа упражнений ломаная линия заметно меняет свои очертания: площадки ЕЖ, ЗИ, КЛ и МН становятся все меньше и меньше. Это указывает, что элементы навыка осваиваются уже легче и быстрее. Скрытый период овладения элементом навыка все быстрее сменяется скачком вверх. Действие совершенствуется, и, начиная с третьего упражнения, оно выполняется уже более или менее успешно.
Следует отметить, что ситуации, составляющие ту или иную проблему, имеют различную степень сложности, и трудность освоения их во многом определяется методикой проведения упражнений. Сложность той или иной производственной ситуации зависит от сущности технологических процессов, от непрерывно меняющихся условий их протекания, от состояния оборудования, а также от особенностей ее интеллектуального осмысливания.
По мере продвижения от одной проблемы к другой обучающиеся обогащаются опытом в проведении анализов, многие трудности отпадают, характер аналитической работы все более изменяет свое содержание, а к концу обучения приобретает явно выраженный синтетический характер, отличающийся большей устойчивостью.
Так, от проблемы к проблеме обучающиеся закрепляют и совершенствуют ранее приобретенные знания, навыки и умения в выполнении всех видов работ, которые входят в круг обязанностей рабочих данной профессии. Совершенствованию навыков способствует и самоконтроль, который приобретает все большее значение и к третьему периоду обучения превращается в корректировку выполняемых умственных действий. Развитие навыка самоконтроля обеспечивает своевременное и точное регулирование рабочего процесса и стереотипизацию действий при устранении типичных неполадок.
Более глубокий поэтапный анализ обучающимися изучаемой проблемы и выполнение специальной системы упражнений позволяют им маневрировать в поисках наиболее рациональных решений, проявлять гибкость ума и находить решения проблемы в целом. На протяжении всего учебного процесса у обучающихся поддерживается неослабевающий интерес к приобретению новых знаний, навыков и умений.

Последние новости

Случайные новости

  • Ребенок и мобильный телефон: за и против
    У родителей не возникает желания купить своему ребенку мобильный телефон, пока он дошкольник. Но как только ребенок пошел в школу, родители считают, что телефон всегда должен быть рядом, что облегчит ...
  • Интерпретация в детском психоанализе.
    В зависимости от того, на какой стадии психотерапевтической работы находятся терапевт и пациент, меняется и характер интерпретаций.
  • Методическая комиссия
    Труды методической комиссии не только подготовляли классные занятия, они должны были стать основой для предназначенных к изданию учебных пособий (по цене 3-10 копеек), ибо существующие учебники для На ...
  • Использование принципов теории научения в домашних условиях
    Правильно и последовательно применить базовые принципы теории научения в домашних условиях или в школе гораздо труднее, чем вы можете себе представить. Фактически, все родители действительно пытаются ...
  • Боевой, волнительный день
    «...Трудности у нас, конечно, большие, но думаю, что они ничто в сравнении с теми волнениями, которые приходится переживать вам.
  • Расстройство с приступами переедания
    Диагностический критерий D указывает на дисфункциональные установки относительно фигуры и веса: хотя страдающие булимией, как правило, имеют нормальный вес, они заботятся о фигуре, и их самооценка, ви ...
  • Острота формы спектаклей
    Вспоминая, особенно остро чувствуешь, как многообразен и разносторонен был талант Свердлина, как многогранна была его творческая жизнь. Жизнь трудная и счастливая.
  • Трудность работы над ролью
    Работая над ролью Багратиона, Свердлин встретился с Николаем Павловичем Охлопковым, постановщиком спектакля «Фельдмаршал Кутузов».
  • Молодые артисты театра
    Однако понадобилось лет десять, прежде чем я понял, что Нестеров определил самое существо актерской и человеческой природы Льва Свердлина, сказал о нем самое главное.
  • О пользе и недостатках установки счётчиков воды
    Самостоятельный расчет потребленного объёма воды становится обязательной процедурой. Теперь даже в строящихся домах изначально планируют монтаж счётчиков воды.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]