Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

О методиках раннего развития и развивающих играх

О методиках раннего развития и развивающих играх

Предлагаем Вам познакомиться с наиболее выдающимися педагогами, посвятившими себя делу раннего развития детей.Мария Монтессори - удивительная женщина, целиком посвятившая свою жизнь детям, родилась в Италии в середине 19 века и была первой в истории этой страны женщиной-доктором медицины. Ее называли пророком, главным реформатором педагогики 20 века.Педагогика Монтессори родилась из живого наблюдения за детьми, их возрастными особенностями и потребностями.Мария Монтессори создала педагогическую систему, которая состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок упражняет свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз: "помоги мне это сделать самому".Монтессори - материал привлекает ребенка тем, что соответствует его естественным желаниям в том или ином возрасте. Монтессори заметила, например, что малыши 2-3 лет любят вставлять предметы в разные отверстия, и создала целую серию игр, основанных на этом стремлении, развивающих моторику малыша, его мышление (это рамки и вкладыши, цилиндры на подставках, другие материалы).Весь Монтессори - материал построен так, что ребенок может сам контролировать свои ошибки. Учителю нет нужды указывать ребенку на его ошибки, тем самым у ребенка не ущемляется чувство собственного достоинства, он уверен в своих силах.Ребенок учиться работать с материалами сам и во взаимодействии с другими детьми в группе. Причем, он может свободно выбирать, как он сейчас будет себя вести, чем заниматься. Может выбирать род деятельности.В домашних условиях использование Монтессори - материалов довольно проблематично, из-за того, что их довольно много. Но можно использовать отдельные элементы методики или пользоваться более простыми играми(например различные варианты "Рамок-вкладышей", "Шнуровок"), основанными на идеях великого педагога. Можно придумывать довольно интересные игры и занятия "по-Монтессори", не имея вообще никакого специального оборудования, познакомившись с основными направлениями метода и проявив немного фантазии.
О методике Глена Домана слышали многие. У нее много последователей, но так же много оппонентов.Глен Доман - наш современник, выдающийся американский врач, основатель филадельфийского "Института ускоренного развития ребенка", как вольно переводиться оригинальное название "Better Baby Institute" (BBI). В отличие от Монтессори, Глен Доман рекомендует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира. С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого.По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников. Книги Домана заражают читателя. Сразу хочется начинать делать так, как там написано. Но, к сожалению, методика очень трудоемка и практически невыполнима, так как отнимает львиную долю времени у ребенка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Кстати, Доман является категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время.При пользовании методикой Домана, ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Он лишь пассивно поглощает информацию, не развивая творческие и исследовательские способности.Тем не менее, при сочетании с другими педагогическими системами, элементы методики Домана дают неплохие результаты. Главное, в чем Доман, несомненно прав, это то, что чем меньше ребенок, тем легче он впитывает любые новые для него знания. Нужно успеть воспользоваться этим. Можно даже оставить систему карточек, так как малыши очень любят картинки, но только изменив подход к организации занятий и добавив к этому творческую и исследовательскую деятельность, развивающие игры.
Кстати, наиболее полная и эффективная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Балашева, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.Ими открыто и описано явление "НУВЕРС" - "Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей". Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивают способности, заложенные в ребенке от природы. Автор называет свои игры "ступеньками творчества".Игры Никитиных не являются чем-то застывшим, своего рода догмой. Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет успешнее , чем выше стал уровень творческих способностей ребенка".Необходимым условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с ними. Это не игра-развлечение, которая покупается, чтобы "избавиться" от ребенка на некоторое время. Это игры для совместного времяпрепровождения.Но игры Никитиных, опять же, не могут быть единственным средством развития ребенка. Они должны быть уравновешены занятиями искусством и гуманитарными дисциплинами, которые в системе Никитиных практически совсем не представлены. Нет у Никитиных и своего метода обучения чтению и письму. Не вполне проработана математика.К занятиям по системе Никитиных нужно добавлять элементы других развивающих методик. 
Наиболее полно и емко методы овладения чтением, письмом и счетом разработаны выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела Николаем Александровичем Зайцевым (р.1939).Его многочисленные пособия, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала."Кубики Зайцева" - не просто кубики с буквами, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течении нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам.Можно использовать "складовой" принцип чтения и в применении других методик и пособий.
"Математика Зайцева" - система таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, как производить действия с числами. Рассказывает о дробях и степенях. Открывает много других секретов. Эта методика хороша для деток как 2 - 4 лет, так и учеников начальной школы. Малышам более раннего возраста она не годится по двум причинам, во-первых, мелкости изображений на таблицах, во-вторых, сложностью привлечения внимания крошек к процессу стояния у таблицы и ее рассматривания. Но многие из принципов математики Зайцева могут успешно использоваться в играх с различными играми и игрушками.
Теперь давайте рассмотрим две развивающие игры, разработанных по методикам замечательных педагогов-новаторов, о которых шла речь в нашей статье.Первая игра основана на идеях Марии Монтессори и соответствует естественному стремлению ребенка к упорядочиванию предметов и желанию вставлять предметы в отверстия.Рамки и вкладыши "Больше - меньше" - это небольшая фанерная подставка, на которой размещены изображения пяти однородных объектов (яблоки, телефончики, собачки, утята), последовательно уменьшающихся. Каждый рисунок имеет маленькую ручки, с помощью которой он легко вынимается из подставки. Задача малыша (а игра предназначена для детей от 1-2 лет) высыпать все рисунки на стол, а затем вставить их обратно в рамки, подбирая по размеру на глаз или методом проб и ошибок. Игра знакомит с понятие величины, развивает глазомер, логическое мышление, развивает мелкую моторику. Вторая игра - "Дроби" Никитиных. Представляет собой набор фанерных подставок, с расположенными на них 12-ю кругами. Один из них целый, остальные поделены на части (2,3 и т.д. до 12). Формирует представление о дроби, как о части целого, дает представление цветах, о размерах и позволяет их сравнивать, развивает и укрепляет навыки счета, расширяет математические представления ребенка, логическое мышление, мелкую моторику. Задача детей научиться собирать целые круги из частей, научиться сравнивать детали по величине, научиться правильно называть дробные числа, складывать, вычитать и даже умножать, а также находить равные дробные числа.
Развивающие игры Монтессори, Никитина…
Развивающие игры были придуманы ведущими врачами и педагогами мира, такими как М. Монтессори, чья система и учебный материал в своё время потрясли мир и прекрасно прижились в России. Игры наших современников - Никитиных, Красноухова, Кайе, Воскобовича и других новаторов - завоевывают все новые ряды поклонников.
Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает всё, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. 
Например, в возрасте одного года - полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Игры из серии "Рамки-вкладыши" позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. В серию развивающих игр "Рамки-вкладыши" входят : "Листья деревьев", "Грибы", "Овощи", "Фрукты", "Бабочки", "Рыбы", "Птицы", "Животные Африки", "Домашние животные", "Геометрические фигуры", "Дроби", "Алфавит"," Цифры" и т. д. Эти рамки имеют свои степени сложности, но варианты игры в них похожи. Они обучают :
- Основам классификации и логике (боровик, поганка, опята - грибы)
- Ориентации на плоскости (ребенку необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку).
- Учат различать предметы по силуэтам. 
- Обучают понятиям, связанным с формой.
- С помощью рамок ребенок учиться обводить, заштриховывать, раскрашивать не вылезая за контур рисунка, следуя от простого к сложному.
- Ребенок учиться распознавать предметы по видам (например, увидев на картинке в книжке боровик, он скажет не просто "грибок", а, как минимум, гриб-боровик). Рамки можно выбрать не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка.
Из рамок-вкладышей особенно хотелось бы выделить "дроби". Игра представляет собой три рамки разных цветов по четыре больших круга в каждой, разделенных на половинки. Три части, четыре...- и так до 12 частей. Цель игры - развитие навыков устного счета, усвоение понятия частного и целого. 
В своей повседневной жизни дети очень часто сталкиваются с частями целого (половинка яблока, четвертинка хлеба и т. д.), поэтому, представление о частном как части целого, может сформироваться у них рано. Вариантов игры может быть несколько. Можно высыпать все 78 разноцветных частей из всех рамок и разбирать их на кучки по цвету, затем сложить все 12 кругов обратно в рамки. Можно начать с одной рамки, в которой 4 круга (самых простых).Часто детям больше нравится целый круг и они неохотно собирают другие кружки. Поэтому один-два раза объяснив ребенку, что это "целое", уберите его в шкаф и не доставайте в течение всего изучения дробей. Объясните ребенку, как называются части кружков, выложите по одной части кружков всех цветов; спросите, какая часть больше: 1/5 или 1/4? Сколько частей помещается на одной половине круга? Какие части и сколько их поместится на 1/3 круга и во сколько раз каждая из них меньше? Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг? Какие части для этого надо взять? Сколько целых разноцветных кругов можно сложить из частей игры? Эту игру хорошо совмещать с обучением счету.
Из других игр Монтессори интересны географические карты -вкладыши. Они сделаны в виде прямоугольной доски с изображенными на ней полушариями и континентами вкладышами. Континенты окрашены в разные цвета (Европа - в красный, Азия - в желтый, Африка - в зеленый и т. д.) Каждый из континентов - вкладышей снабжен небольшой кнопкой - держателем, за которую его вынимают из отверстия. К материалу прилагается тонкая палочка для обведения вкладышей и круг из прозрачной пластмассы для удобства изображения обоих полушарий на листе бумаги. Существует две серии таких карт: серия А - на вкладышах изображены отдельные континенты и страны входящие в их состав; серия Б - на вкладышах отдельных стран изображены штаты, земли, провинции, области и т. д.
Такие рамки используются для усвоения на сенсорном уровне расположения на карте континентов и стран. Рекомендуется изучать карту, переходя от более крупных к более мелким территориям.
Континенты имеют гораздо более сложную форму, чем геометрические фигуры - вкладыши или листья - вкладыши, поэтому ребенку требуется достаточно много времени и усилий как при обведении вкладыша и соответствующего углубления, так и при возвращении вкладыша на место.
В процессе изучения географических карт, вы можете сопоставлять континенты на карте и глобусе, понять почему Антарктида и Азия состоят из двух частей.
Эта игра универсальна: в неё могут играть дети от полутора до пяти лет. Успех Вашей игры, конечно, зависит от степени ее сложности. С ребенком, возраст которого чуть больше года, вы просто вытаскиваете вкладыши из рамок и учитесь вставлять их обратно. Затем добавляете понятия "континент", "полушарие", а также все, что связано с понятием "Земля". Чем старше ребенок, тем выше должен быть уровень сложности игры. Вы можете не только вытаскивать рамки, обводить их, но и раскрашивать в нужный цвет, помочь ребенку подписать каждый континент, рассказать о климате, фауне, флоре, странах, населении и т. д. Помните, что информация, предлагаемая ребенку, должна быть интересной (выбирайте самые неожиданные и интересные факты), максимально сжатой (максимум информации при минимуме слов) и проверенной (тщательно проверяйте все факты - один раз сказанное хорошо запоминается и крайне тяжело корректируется.
Описанные здесь игры являются малой крохой огромного количества развивающего материала Марии Монтессори. Все они посвящены знакомству с окружающем миром и человеческой культурой.
"Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!" - так писал в своей книге "Интеллектуальные игры" Б.П. Никитин. Он правильно считал, что игрушки и многие игры так или иначе "моделируют саму жизнь". Наше время научно-технического прогресса предъявляет небывалые ещё требования к развитию "творческого потенциала" каждого будущего члена общества. Посмотрим каждый на себя. Что мы чаще всего покупаем для своих дочерей? Всевозможных кукол, посуду, игрушечную мебель, рукодельные принадлежности, кукольные швейные и стиральные машины - "уменьшенные модели" того семейного быта, с которым женщине придется иметь дело всю жизнь. Никто не будет возражать, что подготовка к этому дело хорошее. Плохо то, что чаще всего круг игр для девочек этим и ограничивается.
По мнению Б.П. Никитина, мальчикам повезло больше: машины управляемые и инерционные, пистолеты, ружья, авиатехника, но помимо этого и сборные модели, всевозможные конструкторы, ценность которых для умственного развития вряд ли кто-то станет оспаривать.
Но: для ума ребенка требуется здоровая и интересная пища, которую можно было бы предоставить даже годовалому малышу. Конечно же, все игры должны соответствовать возрасту и сложность их должна увеличиваться вместе с ростом малыша. Для этого Б.П. Никитин и разработал ряд игр, ,которые могут быть интересны как 2-х-3-х летнему малышу, так и 16-ти летнему подростку, а некоторые могут оказаться непосильными "среднему" взрослому. Получается, что в эти игры можно играть всю жизнь , начиная с пеленок. Чем они хороши? Широким диапазоном трудности ( от простого к сложному), разными способами передачи информации, что позволяет ребенку идти вперед и вперед, и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои способности самому.
С чего начинать? Б.П. Никитин советует для детей 1-3 лет начинать с игры "Сложи узор". Игра состоит из 16-ти одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по-разному. Это позволяет создавать из них одно-, двух-, трех. и четырехцветные узоры в огромном количестве. Никитин предлагает в своей игре 3 основных вида занятий:
Сначала научиться по узорам - заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
Затем задачу усложняют: глядя на составленный узор, нарисовать его бумаг.
Далее придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков без примеров, т.е. выполнять творческую работу.
Никитин рекомендует постепенно знакомить ребенка со следующими играми: "Уникуб", "Сложи квадрат", "Обезьянка, "Точечки", "Внимание", "Кирпичики". Это лишь примерный порядок игр, который Вы можете изменять, ориентируясь на возраст и уровень развития ребенка.
Из вышеперечисленных игр особого внимания заслуживает головоломка "Сложи квадрат". Она уникальна тем, что составлена таким образом, чтобы самый маленький ребенок смог в нее играть. Самый простоя деталь этой головоломки - целый квадрат. Его просто вынуть и вставить в специальную рамку - вкладыш. Далее квадраты делятся пополам (это можно сделать и по диагонали, и по ломанной линии). Постепенно количество составных частей квадрата увеличивается. Используя эту игру, можно изучить цвета, повторить названия геометрических фигур, придумать свои разноцветные квадраты, рассортировать кусочки по форме и т. д. В настоящий момент встречаются квадраты трех степеней сложности. Условно они делятся по возрастам : 1-я ступень для 2-х - 3-х леток, вторая для детей от 4-х до 6-ти лет и третья 6-7 лет. Опыт показывает, что если вашему ребенку хватало пищи для тренировки ума с самого рождения, то он уже в 2-х летнем возрасте сможет собрать разноцветные деревянные квадраты третьей степени сложности.
Подводя итоги, можно сказать следующее Чтобы вы ни делали, к чему бы вы ни стремились, как бы ни повернулась для вас жизнь - появление на свет вашего ребенка - это прежде всего второе рождение вас самого. Окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям купается в нем ваш ребенок. Спешите это сделать, иначе вы рискуете опоздать на целую жизнь...

Последние новости

Случайные новости

  • Практика игровой терапии с детьми, страдающими хроническими заболеваниями
    Игровую терапию c детьми, страдающими хроническими заболеваниями, можно проводить в самой разной обстановке и при различных обстоятельствах. В школах с ними могут работать школьные консультанты; в бол ...
  • Основа народной массы
    И в дальнейшем зов к молодежи, зов к современнику настолько усилился, что я написал еще две вещи: «Звездное небо» и «Аппассионата (Современники - строители коммунизма)». Мне кажется, в последней карти ...
  • Бенефициантке
    Бенефициантке нечего теперь доказывать, что она превосходная певица с превосходным голосом, это уже давно известно.
  • Творчество композитора
    О ритме Яначека, то декламационно вольном, то упорядоченном либо раскрепощенном, следовало бы написать специальное исследование, равно как и о чрезвычайно своеобразной и притом повсеместно совершенной ...
  • Эффективность семейной терапии
    Оно с самого начала следовало клиническому развитию и при патологических моделях семейных отношений фокусировало внимание на качественной методике лечения. Однако между практикой и теорией, а также ме ...
  • Процесс очищения
    Распространив процесс «очищения» с обычного или символического холсдения в туалет (с использованием корзины для ненужных бумаг) на целый мир, Джой начал свободно испражняться в любых местах; весь мир ...
  • Федор Волков
    Ф. Г. Волков и его товарищи на своих плечах вынесли всю тяжесть первых лет нового дела. Их труд был подвижническим. Сценическое поприще требовало огромных сил, самоотречения, разносторонних способност ...
  • Индивидуальный анализ
    В процессе клинико-психологического исследования на первый план выступают черты тревожности, подавленности, растерянности.
  • Удалена информация на съемном накопителе: как восстановить?
    Если на вашем съемном носителе (флешка, карта памяти, SD-карта) были удалены файлы, и вы желаете их восстановить, вы можете столкнуться с часто встречающимися проблемами, связанными с этим.
  • Книга для всех
    Книга, о которой Вы сейчас узнаете, написана для такой большой аудитории, что мне просто не пришло в голову ничего другого, как назвать эту статью «Книга для всех».
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
[email protected]