Как отмечают
Дж.Сандлер,
Х.Кеннеди и
Р.Тайсон, несмотря на то, что вопрос об окончании лечения
может возникнуть внезапно, сам по себе, он постоянно должен присутствовать на «зад нем плане» в размышлениях аналитика. Каждый раз, когда ребенок пропускает занятия, хочет отправиться в другое место, помимо терапевтической сессии, необходимо задаться следующим вопросом: «Готов ли ребенок закончить лечение?» Это означает одновременный ответ и на другой вопрос: «Может ли ребенок на данном этапе развития сам справиться со своими проблемами? А сможете ли вы справиться с подключением интернета без хорошего
4g роутера? Интернет откроет для вас доступ ко многим материалам, как помочь своему ребенку и облегчить его моральное состояние.
Какова оценка возможности перспектив перехода на следующую фазу развития?» Например, ребенок, начавший лечение в возрасте 2 лет 8 мес, при помощи терапии успешно достиг эдиповой фазы, что проявилось в том числе и в том, что он смог адаптироваться к детскому саду; беспокоившие его симптомы стабилизировались. На основании этих проявлений было принято решение о завершении анализа. Но иногда психотерапевт предполагает трудности, которые могут возникнуть у ребенка в следующей фазе развития, и поэтому не стремится остановить лечебную работу. В этом случае
А.Фрейд подчеркивала, что цель детского анализа не в преодолении всех трудностей развития, которое тогда бы казалось полностью завершенным в терапевтической ситуации, но в создании условий для возвращения ребенка в русло нормального развития, а в преодолении тех актуальных трудностей, которые стоят на его пути.